Изучение первичных познавательных процессов ощущение и восприятие

    Дисциплина: Психология
    Тип работы: Контрольная
    Тема: Изучение первичных познавательных процессов ощущение и восприятие

    Российский Государственный Социальный
    Университет
    Факультет психологии.
    Контрольная работа
    По дисциплине «Психологический практикум»
    «Изучение первичных познавательных процессов:
    ощущение и восприятие»
    2006 год
    Введение.
    Интеллектуальная история психологии есть история идей, т.е. вполне объективных интеллектуальных достижений — не менее объективных, чем научный метод или полученный
    с его помощью экспериментальный факт, эффект, феномен. Объективность идей и смыслов опасно недооценивать. Они подобны джину, выпущенному из бутылки. К сожалению, когда идея овладевает
    массами, она действительно становится материальной силой, т.е. превращается в свою противоположность. Жизнь подло подражает художественному вымыслу, она столь же подло реализует научные
    и в их числе безумные идеи. Одна из самых трагических и глупых
    идей XX в. — идея нового человека — не изобретение «века-волкодава» (О. Мандельштам). Она имеет свои корни в такой относительно безобидной и наивной идее эпохи
    Просвещения о человеке, как
    tabula
    rasa
    , не говоря уже о том, что она была отчетливо артикулирована в Древнем Риме. Можно, конечно, отвергнуть ее с порога, но что делать с весьма и весьма эффективной
    практикой зомбирования людей, манипулирования ими и их сознанием с помощью, как древних, так и новейших психотехник, усиленных современными техническими средствами?
    Мышление человека приобретает планетарные масштабы, становится геологической силой. К этому нужно добавить: одну маленькую деталь: человеческая глупость, как
    тень, следует за мышлением и тоже достигает космических высот, за что приходится платить непомерно дорогую цену, когда идея находит своих фанатиков. С.Л. Франк понимал под фанатизмом
    «страстную преданность излюбленной идее.., доводящую человека, с одной стороны, до самопожертвования и величайших подвигов, и с другой стороны — до уродливого искажения всей жизненной
    перспективы и нетерпимого истребления всего несогласного с данной идеей». В примерах человечество недостатка никогда не испытывало. К несчастью, с демонстрации идейного фанатизма
    начался XXI век.
    Значит, идеи, как люди, живут и имеют свою судьбу. Вот что писал о жизни идеи М.М. Бахтин, анализировавший творчество Ф.М. Достоевского: «Достоевский сумел
    открыть, увидеть и показать истинную сферу жизни идеи. Идея живет не в изолированном индивидуальном сознании человека, — оставаясь только в нем, она вырождается и умирает. Идея
    начинает жить, т.е. формироваться, развиваться, находить и обновлять свое словесное выражение, порождать новые идеи, только вступая в существенные диалогические отношения с другими
    чужими идеями. Человеческая мысль становится подлинной мыслью, то есть идеей, только в условиях живого контакта с чужой мыслью, воплощенной в чужом голосе, то есть в чужом, выраженном
    в слове сознании. В точке этого контакта голосов-сознаний и рождается и живет идея.
    Идея — как ее видел художник Достоевский — это не субъективное индивидуально-психологическое образование с "постоянным местопребыванием» в голове человека; нет,
    идея интериндивидуальна и интерсубъективна, сфера ее бытия не индивидуальное сознание, а диалогическое общение между сознаниями. Идея — это живое событие, разыгрывающееся в точке
    диалогической встречи двух или нескольких сознаний.
    Объективны не только идеи. Объективна культура и ее ценности. Европейское понятие культуры, включает в себя «объективное, самоценное развитие внешних и
    внутренних условий жизни, повышение производительности материальной и духовной, совершенствование политических, социальных и бытовых форм сознания, прогресс нравственности, религии,
    науки, искусства, словом, многостороннюю работу поднятия коллективного бытия на объективно высшую ступень» т.е. для европейца культура — это совокупность осуществляемых в
    общественно-исторической жизни объективных ценностей» Приведенная характеристика культуры в ее расширенном и кратком вариантах содержит в своей внутренней форме итоги размышлений
    представителей философской антропологии и философской психологии.
    Итак, не только предмет бытия для философии есть предмет мысли, но и мысль, на которую направляется философия, есть предмет мысли, но мысль о предмете, и мысли
    «ни о чем» следовательно, нет.
    Ощущение и восприятие.
    Чтобы полнее и глубже понять взаимосвязь между перцепцией и творчеством, необходимо выяснить, какие функции восприятия находят свое выражение в творческой
    деятельности. В поисках ответа на этот вопрос мы проанализировали природу, структуру и механизмы творчества и восприятия и попытались найти то общее, что объединяет эти две
    психические реальности. Анализ показал, что восприятие в процессе познания выполняет не только репродуктивные, но и продуктивные функции, играющие важную роль на различных этапах
    творческой мыслительной деятельности. Мы выделили следующие продуктивные функции восприятия, которые проявляются в процессе творчества: целеобразующая, моделирующая, преобразующая,
    эвристическая, регулирующая.
    Целеобразующая функция — выделение в визуальном поле объекта, отвечающего цели и задачам деятельности. Образ восприятия, возникший в проблемной ситуации,
    является предметом исследовательской деятельности человека.
    Моделирующая функция — упорядочение и объединение отдельных ощущений в целостные образы предметов или явлений, которые выступают в качестве идеальных объектов
    преобразовательной деятельности человека в процессе творчества. Творческая деятельность предполагает преобразование исходной ситуации, наличной информации. Роль объекта, пригодного
    для преобразования, должна выполнять не реальная ситуация, а образ этой ситуации. Реальная ситуация не может служить объектом непосредственных мыслительных преобразований. «Объектом
    такого рода преобразований является образ предмета, который можно включить в новые отношения, которым можно манипулировать».
    Преобразующая функция — способность зрительной системы манипулировать образами, находящимися в зрительном поле. На эту способность восприятия указывает В.П. Зинченко. Он
    считает, что видимое поле в условиях стабилизации непрерывно трансформируется. Возможны фрагментарные выпадения элементов поля, а также их восстановление в целом или по частям. В
    результате манипулятивных действий с образами восприятия исходная ситуация видоизменяется, что способствует выдвижению разнообразных гипотез решениятворческой задачи.
    Эвристическая функция — возникновение нового смысла образа восприятия. Появление нового смысла перцептивного образа есть результат увеличения количества альтернативных
    схем для восприятия одного и того же объекта. В основе такого восприятия лежат включение объекта познания в разные системы связей для обнаружения различных его свойств и сторон,
    рассмотрение предмета с различных точек зрения, усмотрение в одном предмете признаков других предметов и т.п. Отсюда вытекает, что смыслообразующая функция восприятия играет решающую
    роль в обеспечении новизны продукта творческой деятельности.
    Регулирующая функция — соотнесение результатов отражени...

    Забрать файл

    Похожие материалы:


    Добавить комментарий
    Старайтесь излагать свои мысли грамотно и лаконично

    Введите код:
    Включите эту картинку для отображения кода безопасности
    обновить, если не виден код



ПИШЕМ УНИКАЛЬНЫЕ РАБОТЫ
Заказывайте напрямую у исполнителя!


© 2006-2016 Все права защищены