Функциональные стили речи

    Дисциплина: Русский язык и литература
    Тип работы: Контрольная
    Тема: Функциональные стили речи

    Западно-Уральский институт экономики и права
    Функциональные стили речи
    Реферат
    по предмету «Русский язык»
    студентки
    курса
    гр. ЭМК-2003-14
    Натальи Николаевны
    Тер-ко
    Пермь-2003г.
    План.
    Введение………………………………………3
    Научный стиль………………………………3
    Газетно
    –публицистический стиль……….6
    Официально- деловой стиль……………….7
    Введение.
    Речь имеет коммуникативную природу и тем самым обращена к кому-либо. В зависимости от формы обмена информацией речь делится
    на устную.
    В зависимости от количества участников общения – на монолог и диалог. В основе и письменной и устной видов речи лежит
    литературный язык. Необходимо отметить, что для каждой ситуации общения в той или иной социальной сфере деятельности существуют правила речевого поведения, речевые нормы, выделяются
    функциональные стили речи, для каждого из которых характерен свой подбор языковых средств. Наиболее устоявшаяся включает в себя пять функциональных стилей:
    Газетно– публицистический стиль
    Каждый из стилей отдает предпочтение устной или письменной форме, диалогической или монологической речи.
    Научный стиль речи.
    Основными чертами научного стиля и в письменной и в устной форме являются:
    Для научного стиля характерно использование специальной научной и терминологической лексики, в т.ч. и международной.
    Особенность лексики состоит в том, что многозначные слова употребляются не во всех значениях, а только
    в одном. Это сближает ее с лексикой официально-делового стиля. Объем текста в научном стиле увеличивается за счет многократного повторения одних и тех же слов.
    Отсутствует разговорная лексика. Оценки присутствуют, имеют рациональный, а не эмоциональный характер. Также используются в синтаксисе сложные союзные предложения, осложненные простые
    предложения. Тексты содержат различные формулы, таблицы и графики.
    Сферой общественной деятельности в которой функционирует научный стиль является наука.
    Итак, разберем этот стиль на примере. Анализирует глава из учебника «Экономика без тайн»
    И.Липсиц. В этой главе, озаглавленной «Это сладкое слово – бюджет», в продолжении темы учебника об основах рыночной экономики автор раскрывает содержание некоторых понятий
    современной экономической теории.
    Он раскрывает причинно-следственные связи между явлениями, выявляет закономерности.
    Текст главы объективно изложен и отличается логической последовательностью. Начинается с объяснения того, что является основой «государственного
    бюджета», как проходит его исполнение, кто занимается этим («финансисты»), как они разрешают ситуации в случае
    превышения «расходов» над «доходами» - «дефицит бюджета».
    Автор последовательно раскрывает способы решения проблем «дефицита бюджета» - это и «сокращение бюджетных расходов» путем , например,:
    и т.п.
    В тексте приводятся определения рассматриваемых понятий. Они подчеркнуты с двух сторон и выделены темным шрифтом, например:
    «Дефицит государственного бюджета – финансовая ситуация, возникающая в случае, когда……»
    Специальные научные термины, упомянутые выше и поставленные
    сною в кавычки, тоже в тексте выделяются шрифтом.
    В этой главе приводятся цифровые данные по структуре доходов и расходов бюджета. В содержание учебника включены и графики ,
    и таблицы с цифрами.
    В тексте встречаются многозначные слова, которые здесь имеют строго одно значение, например «финансовые операции» ( Мы
    знаем, что это слово многозначно, т.к. это и «военная операция» и «хирургическая операция»).
    В тексте можно встретить абстрактные понятия, например, «авторитет государственных ценных бумаг».
    Многие слова, научные термины, повторяются многократно, увеличивая тем самым объем текста, например: «государство» ,
    «ценные бумаги», «доходность», «долг», «деньги», «займы», «кредиты» и т.п.
    Здесь также активно используются простые предложения, осложненные:
    вводными словами : «по сути дела», «действительно», «конечно», «как правило»
    словосочетаниями: «абсолютные суммы», «мировой опыт»
    причастными и деепричастными оборотами: «познакомившись с перечнем статей государственных расходов»…
    Все это помогает понять подлинную сущность явлений, выявить научные закономерности. Научные тексты требуют неоднократного прочтения.
    Это учебное пособие рассчитано на учащихся 9-11 классов, училищ и техникумов, поэтому автор максимально доходчиво попытался объяснить суть сложных экономических законов. Это ему
    удалось.
    Газетно-публицистический стиль речи.
    Основной чертой газетно-публицистического стиля является взаимодействие двух тенденций:
    Эмоциональное воздействие усиливается благодаря выражению отношения автора к сообщаемой информации, корректируемое мнением определенной социальной группы людей, к которой принадлежит
    автор.
    Учитывая вышесказанное, проанализируем
    Е.Арсюхина «Крендель преткновения» («Российская газета» №95 2003г.)
    Здесь сразу обращает внимание на себя экспрессия заголовка. Известен фразеологизм «камень преткновения» ( то есть то, что никак не решается, вокруг чего много споров и каждый
    «спотыкается» об этот «камень»). Автор, перефразировав его, привлекает внимание к тематике статьи. А подзаголовок с элементами разговорной речи, близкими к жаргону «пекари хотят делать
    деньги» не оставляет сомнения в выводе , сделанным автором – «хлеб будет дорожать».
    В статье мы встречаем переплетение слов и словосочетаний, свойственных научному стилю («резонанс», «
    трейдеры», «рентабельность», «себестоимость» , «интервенция»), и характерных для разговорной речи («делать деньги», им есть куда ужиматься», «снижать цены на булки»).
    В языке статьи встречаются характерные для
    газетно- публицистического стиля стандартные выражения – клише («корень зла», «интересы двух сторон», «героические усилия» и т.д.) которые с другой стороны безусловно
    облегчают коммуникацию.
    В тексте автор употребляет очень выразительное образное сравнение, приведенное экспертом по зерну из института аграрного
    маркетинга Ю. Огневым: «…зерно было дешевле пыли грузовиков…», тем самым увеличивая силу воздействия на читателя.
    Рассуждая о том, как правительство боролось с дешевизной зерна и добилось в конце концов его подорожания, но тем самым
    спровоцировало повышение цен на хлеб, не учитывая политического характера этого повышения цен и даже стратегического, корреспондент публицистически заостряя свою мысль ставит вопрос:
    «Получается, за что боролись?…», подразумевая «на то и напоролись!». Этим вопросом и подразумевающимся ответом подчеркивает свою авторскую позицию.
    Делаем вывод, что многие признаки газетно-публицистического стиля представлены в этой статье.
    Официально-деловой стиль речи.
    Для официально- деловой речи характерны общие стилевые черты.
    стандартизованность изложения
    Жанры делового стиля выполняют информационную, предписывающую, констатирующую
    фнукции в разных видах деятельности. Поэтому основной формой реализации этого стиля является письменная.
    Основная сфера действия официально- делового стиля:
    Данный стиль речи мы разберем на примере «Постановления Правительства Российской Федерации».
    В тексте данного постановления практи...

    Забрать файл

    Похожие материалы:


    Добавить комментарий
    Старайтесь излагать свои мысли грамотно и лаконично

    Введите код:
    Включите эту картинку для отображения кода безопасности
    обновить, если не виден код



ПИШЕМ УНИКАЛЬНЫЕ РАБОТЫ
Заказывайте напрямую у исполнителя!


© 2006-2016 Все права защищены