Частная жизнь русской женщины в Х - начале ХIX вв.

    Дисциплина: История
    Тип работы: Контрольная
    Тема: Частная жизнь русской женщины в Х - начале ХIX вв.

    Западно-Уральский институт экономики и права
    Негосударственное образовательное учреждение
    Лицензия № 24-0153 от 26.04.2000
    Свидетельство о государственной аккредитации № 25-1070 от 19.07.2000
    ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
    КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
    Отечественная история
    ЧАСТНАЯ ЖИЗНЬ РУССКОЙ ЖЕНЩИНЫ В Х – НАЧАЛЕ Х
    Х ВВ.
    Выполнил: студент 1-го курса
    (6 лет обучения) Рябов П.В.
    Проверил: Кирьянов Игорь
    Константинович, к.и.н., доц.
    Пермь, 2002
    СОДЕРЖАНИЕ:
    1.ВВЕДЕНИЕ
    2.ОБ АВТОРЕ МОНОГРАФИИ
    3.БРАЧНЫЙ АСПЕКТ ЧАСТНОЙ ЖИЗНИ ЖЕНЩИНЫ
    4.БЫТ РУССКОЙ ЖЕНЩИНЫ
    5.ВЫВОДЫ
    6. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ
    ВВЕДЕНИЕ
    Данная работа представляет собой реферат по научной монографии Н. Л. Пушкаревой «Частная жизнь русской женщины: невеста, жена, любовница (X - начало XIX в.)», выпущенной в 1997
    году московским издательством "Ладомир". Сегодня, благодаря этой книге, мы можем в подробностях разглядеть жизнь женщины прошлого и сравнить ее с нынешней.
    Но как автору удалось услышать голоса тех, кто жил до середины XVII столетия, восстановить черты их характера? Ведь русское сред­невековье (X - XV вв.) и раннее Новое время не
    донесли до нас ни одной женской автобиографии (да и биографический жанр представлен одними житиями), ни одного авторского произве­дения, текст которого был бы написан женщиной и мог бы
    рас­крыть ее мир. Доктором исторических наук,
    ведущим научным сотрудником Института этнологии и антропологии РАН Пушкаревой Натальей Львовной был применен
    комплексный, системный подход к лето­писным, фольклорным, церковно-учительным и вообще нарративным памятникам. Это помогло приоткрыть завесу, позволило при­близиться к пониманию
    эмоционального мира матерей, «женок» и «дщерей» древнерусских князей и простолюдинов, воссоздать некоторые детали их частной жизни. Автору удалось найти ответ на вопрос о том, какие
    факто­ры влияли на частную жизнь женщин допетровского времени, делая ее более «свободной» или более «зависимой», как инди­видуальные вкусы и устремления женщин «вписывались» в
    по­вседневный быт, каковы были осознанные и бессознательные, ментальные мотивы тех или иных эмоциональных побужде­ний, поступков, повседневного поведения «женских личностей» в их
    отношениях с членами семьи, родными, друзьями, соседя­ми, какое влияние оказывало на частную жизнь женщин вынашивание, рождение, воспитание детей. Но, задаваясь подоб­ной
    исследовательской стратегией, характеризуя содержание частной жизни русских женщин в разные периоды истории, стараясь понять, как развитие общества и обмирщение духов­ной его сферы
    сказалось на сфере частной жизни, в частности жизни женщин, - нельзя не понимать, что полученная картина представит не столько реальное состояние дел, сколько отра­жение его в том или
    ином виде исторических памятников. Главным недостатком монографии является то, что исследователь оперирует одними лишь косвенными свидетельствами. Ограниченность источников, сохранивших
    сведения главным образом о быте и помыслах представительниц привилегирован­ных социальных страт также должна быть учитываться при подве­дении итогов аналитической работы. Именно
    поэтому, при подготовке данного реферата, я был вынужден прибегнуть к ряду некоторых вспомогательных источников.
    Несмотря на то, что уже в
    в. (со времен Ольги) Русь узнала и, можно сказать, признала деятельность женщины-правительницы, в отечественной истории не было подобных примеров вплоть до
    XVIII
    в.. На протяжении многих веков русская женщина практически всегда находилась в тени мужчины. Возможно, именно по этой причине сегодня нам приходится говорить о скудности
    источников, которые помогли бы составить ясную картину жизни, быта и нравов женщины на Руси.
    Если обратиться к восточнославянской мифологии, то уже там можно обнаружить некоторые противоречия, касающиеся женщины и отношения к ней. Так с Мокошью – единственным женским
    божеством в языческом пантеоне было связано не только благополучие девичьих судеб, но и плодородность земли и хороший урожай. «Мать – сыра земля» - постоянный эпитет высшего женского
    начала.
    другой стороны, малочисленные женские образы связаны с мокрым, темным, плохим, то есть они соотнесены с проявлением негативных качеств (например русалки, завлекавшие своим пением
    прохожих, которые могли упасть в воду и утонуть).
    В одном из старинных поучений приведен следующий отзыв о прекрасном поле: «Что есть жена? Сеть утворена прельщающи человека во властех светлым лицем убо и высокими очима
    намизающи, ногами играющи, делы убивающи. Многы бы уязвивши низложи, темже в доброти женстей мнози прельщаются и от того любы яко очень возгорается… Что есть жена? святым обложница,
    покоище змиино, диавол увет, без цвета болезнь, поднечающая сковрада, спасаемым соблазн, безисцельная злоба, купница бесовская».
    О женщине и ее положении в русском обществе повествуют многочисленные воспоминания иностранцев (некоторые из них будут приведены в работе), которые появляются на Руси с
    конца
    в.. Но многие исследователи считают, что на утверждения о более высоком положении западноевропейской женщины по сравнению с «задворницей-московиткой», определенную роль оказало
    влияние предвзятых взглядов иностранных путешественников, имевших целью противопоставить свою «развитую» и «культурную» страну варварской Руси.
    В отечественной и зарубежной историографии бытует точка зрения, что в «истории русской женщины» эпохи средневековья имеется существенный рубеж –
    в., после которого наступает «регрессивный период» в социальном статусе русской женщины. Его возникновению предшествует, по мнению Н. Колльман, появление «теремной системы». Она
    считает, что затворничество было следствием «укрепления царской автократии и боярской элиты», так как позволяло им «осуществлять контроль за политическими связями крупных родов и семей»
    (ограничивать круг знакомств, выдавать замуж в соответствии с задачами династических и политических связей и т.п.).
    У большинства же наших современников нормы поведения, семейных устоев, морали в
    XVII
    вв. ассоциируется с таким понятием, как «Домострой».
    «Домострой» - это домоводство, собрание полезных советов, поучений в духе христианской морали. Что касается семейных отношений, то «Домострой» предписывает главе семьи наказывать
    детей и жену в случае непослушания: жену не рекомендовалось бить палкой, кулаком «ни по уху ни по виденью, чтобы она не оглохла и не ослепла, а только за великое и страшное ослушание…
    соимя рубашку плеткою вежливенько побить…». Причем «побить не перед людьми, наедине поучити».
    Так как же и чем жили русские женщины в период затворничества и господства правил «Домостроя»? Н.Л. Пушкарева в своих работах приводит наиболее полный ответ на этот вопрос. В
    первой части книги автор рассказывает о частной жизни и быте женщин в Х-Х
    вв. Во второй – обозревается жизнь и быт женщин в Х
    VIII
    – начале
    вв. В своем реферате большее внимание я уделил первой части книги.
    2. Об авторе монографии
    Учеными не рождаются, но Наталье Львовне Пушкаревой была суждено появиться на свет 23 сентября 1959...

    Забрать файл

    Похожие материалы:


    Добавить комментарий
    Старайтесь излагать свои мысли грамотно и лаконично

    Введите код:
    Включите эту картинку для отображения кода безопасности
    обновить, если не виден код



ПИШЕМ УНИКАЛЬНЫЕ РАБОТЫ
Заказывайте напрямую у исполнителя!


© 2006-2016 Все права защищены