Дефицит бюджета и источники его покрытия

    Дисциплина: Экономика
    Тип работы: Доклад
    Тема: Дефицит бюджета и источники его покрытия

    Дефицит Бюджета и источники его покрытия
    В экономической теории принято выделять три основных состояния бюджета: дефицитное,
    профицитное и сбалансированное. Превышение
    расходов над доходами (отрицательное сальдо бюджета) составляет
    дефицит бюджета. Профицит представляет собой обратное соотноше­
    ние, т.е. превышение доходов над расходами (положительное сальдо
    бюджета). Сбалансированный бюджет является следствием такой бюд­
    жетной политики, при которой расходы полностью обеспечиваются
    доходами. В экономической теории принято считать бюджет сбалан
    сированным, если его дефицит или
    профицит не превышает 1% от об­
    щего объема расходов.
    Взгляды экономистов на бюджетный дефицит и бюджетное равнове­сие на различных этапах развития общества менялись кардинально. Фи­нансовая наука до 1930-х гг. считала основным
    принципом бюджета его
    бездефицитность, ежегодное равновесие доходов и расходов (принцип
    «здоровых финансов»). Например, Ф.
    Нитти отмечал, что из-за роста го
    сударственных расходов (в основном непроизводственных, военных) уве­личиваются дефицит бюджета и государственный долг. Поэтому он счи­
    тал, что «какой бы это жертвы ни стоило, но государственный бюджет в своей совокупности никогда не должен завершаться дефицитом».
    Сведение доходов с расходами при ежегодном принятии и исполне­
    нии бюджета считалось тогда символом благополучия государства и нации, первоочередной целью финансовой политики центральных и
    местных органов власти. Например, министр финансов царской России
    С.Ю. Витте писал: «Бюджетное равновесие представляет основную
    цель, преследуемую при составлении государственной росписи». Это означало, что суммы доходов и расходов должны взаимно определять­ся друг другом, т.е. объем государственных
    расходов должен исходить
    из реальных возможностей доходной базы бюджета, и, наоборот, объем
    налоговых и прочих поступлений должен быть обусловлен размером дефицитных средств, необходимых государству для выполнения сво­
    их функций. Колебания в ту или другую сторону, в особенности в сто­
    рону превышения расходов над доходами, рассматривались как нега­
    тивные и крайне опасные явления.
    Однако на практике достичь бюджетного равновесия очень сложно. Теория не дает готовых рецептов «здоровых финансов», поэтому до сих
    пор проблема установления правильного соотношения между дохода­
    ми и расходами бюджетов всех уровней, покрытия их дефицита служит предметом научно-практических дискуссий не только в России, но и во всем мире.
    По поводу роли и значения дефицита бюджета в развитии экономи­
    ки существуют противоречивые мнения. Сторонники концепции сис­
    тематического (хронического) дефицита находят в нем следующие
    положительные моменты:
    бюджетный дефицит не является деструктивным фактом. Для
    состояния национальной экономики он не представляет опасности, так
    как все расходы, в том числе превышающие доходы, осуществляются
    на территории данного государства и способствуют росту благосостоя­
    ния страны. Исключение составляет только отрицательное сальдо
    внешнеторгового баланса, поскольку этот факт означает утечку средств
    за границу;
    дефицит бюджета означает увеличение доходов хозяйствующих
    субъектов и населения (получателей бюджетных средств), что способ­ствует росту покупательной способности, производительности труда и
    расширению национального производства. Это, в свою очередь, приво­
    дит к росту налоговых поступлений в бюджет.
    Экономисты противоположного толка (или неоклассического на­
    правления) высказывают следующие опасения по поводу дефицита бюджета:
    сегодняшние дефициты неизбежно потребуют более высоких на­логов в будущем;
    для покрытия дефицита будут привлекаться другие, экстраорди­
    нарные доходы: эмиссия денег и займов, кредиты и т.д. Это приведет к
    расстройству денежно-кредитной системы, инфляции и девальвации рубля, росту внутреннего и внешнего долга государства. В конечном
    итоге долги будут погашаться за счет введения новых и повышения ставок существующих налогов, что означает перекладывание долгового
    бремени на будущие поколения. Выход правительства на денежный
    рынок путем размещения государственных ценных бумаг с целью при­
    влечения финансовых ресурсов для покрытия дефицита подтолкнет
    процентные ставки вверх. Это связано с тем, что в условиях рынка,
    когда существуют частные инвесторы и заемщики свободных денеж­
    ных средств у населения и предприятий, вторжение государства на
    финансовый рынок означает рост конкуренции, повышение спроса на
    деньги, а следовательно, и ставки процента, которая является платой за и
    спользование привлеченных денег.
    Более высокие процентные ставки по государственным ценным бу­
    магам, по сравнению с частными, вызывают эффект вытеснения частных
    инвестиций. Поэтому, чем выше дефицит бюджета и государственный
    долг, тем медленнее будут происходить рыночные преобразования в
    Российской Федерации. Кроме того, рост бюджетного дефицита, вызван­
    ного растущими правительственными расходами (а не низкой собирае­
    мостью налогов и чрезвычайными обстоятельствами), означает расши­
    рение государственного сектора экономики за счет вытеснения частно­
    го, увеличение вмешательства правительства в процесс воспроизводства. Для большинства промышленно развитых стран типично формирование
    бюджета с дефицитом..
    Основной причиной отсутствия теоретических и практических раз­
    работок по проблеме бюджетного дефицита в бывшем СССР служило не отсутствие на самом деле дефицита бюджета, а идеологическая по­
    зиция руководства страны по отношению к данному состоянию госу­дарственных финансов. В последующем это привело к еще большему
    углублению бюджетного кризиса в России в прошлом десятилетии,
    существенному росту государственного долга и расходов бюджета по его обслуживанию.
    Российская Федерация вместе с социально-экономическими, нацио­
    нально-политическими, территориальными проблемами унаследовала
    от СССР огромные размеры дефицита государственного бюджета,
    внешнего и внутреннего долга.
    До 1995 г. для покрытия дефицита бюджета Правительство РФ
    систематически использовало денежно-кредитную эмиссию, что приводило к инфляционному росту. Основным инфляционным ис­
    точником служили кредиты Центробанка РФ. Начиная с 1995 г.
    Правительство РФ отказалось от кредитов Центробанка РФ и пере­шло на неинфляционные методы покрытия дефицита бюджета. Од­нако в связи с финансовым кризисом Правительство РФ
    вынужде­
    но было использовать первые два источника пополнения казны. Де­
    фицит консолидированного бюджета на 1999 г. было предусмотрено
    покрывать за счет внутренних источников в размере 84,3
    млрд руб.
    (51,7%), внешних — 45,9
    млрд руб. (28,2%) и кредитов Центробанка
    РФ - 32,7
    млрд руб. (20,1%).
    Теория дефицитного финансирования требует сосредоточения де­фицита в бюджете развития. В этом случае рост дефицитного финан­
    сирования вызывает инвестиционный, инновационный и предприни­
    мательский рост. Выпуск инвестиционных товаров, в отличие от теку­
    щих потребительских, приводит к наращиванию производственного
    потенциала стр...

    Забрать файл

    Похожие материалы:


    Добавить комментарий
    Старайтесь излагать свои мысли грамотно и лаконично

    Введите код:
    Включите эту картинку для отображения кода безопасности
    обновить, если не виден код



ПИШЕМ УНИКАЛЬНЫЕ РАБОТЫ
Заказывайте напрямую у исполнителя!


© 2006-2016 Все права защищены