Педагогические взгляды Белинского и их связь с задачами литературы

    Дисциплина: Педагогика
    Тип работы: Доклад
    Тема: Педагогические взгляды Белинского и их связь с задачами литературы

    Московский Государственный
    Педагогический Университет
    дефектологический факультет
    Доклад
    Тема: «Педагогические
    взгляды
    Белинского и их связь
    с задачами
    литературы».
    Выполнила:
    студентка 511 группы
    Шахова М.Е.
    Москва 2005
    Педагогические взгляды Белинского и их связь с задачами литературы.
    В его многочисленных работах поставлены основные проблемы педагогики научного и практического характера, решаемые им с позиции гуманизма и демократизма.
    В работе «Рассуждение. Доброе воспитание нужнее всего для молодых людей» Белинским были освещены педагогические вопросы. Здесь он высказывает материальную мысль о том, что человек не
    имея врожденных идей и понятий,
    в тоже время одарен от природы возможностями развития, ему присуще также любопытство и стремление к познанию.
    Вопрос о роли, значении, сущности воспитания В.Г. Белинский более полно рассматривает в своих последующих работах.
    В «литературных мечтаниях» он обрушился на тех, кто считал, что русский народ против просвещения и что просвещение ему не нужно и даже вредно. «Надобно, чтобы у нас было просвещение,
    созданное нашими трудами, взращенное на родной почве» - пишет Белинский. Тогда может появиться настоящая литература.
    В период 30- начала 40 годов мысль о литературе была одной из главных в критической практике В.Г. Белинского. Немалое место в ней занимали вопросы о роли, значении, сущности
    воспитания. Обширная рецензия В.Г. Белинского на вышедшие в 1838 г. издание « Библиотека детских повестей и рассказов» В. Бурьянова охватывает широкий круг общих вопросов воспитания и
    свидетельствует о более глубоком подходе автора к их рассмотрению. В этой рецензии В.Г. Белинский с большой научно- материалистической точностью говорит о прирожденных возможностях
    человека, при этом решающее значение в развитии людей имеет общественная среда и воспитание.
    Он выступил против вульгарно – материалистических представлений о том, что ребенок « чистая доска», на которой воспитатели могут писать все, что им заблагорассудится « Нет не белая
    доска есть душа младенца, а дерево в зерне, человек в возможности». Воспитатели должны
    поступать , как садовники, которые ухаживают не только за растением, но и за почвой , на которой оно растёт. Он предлагает воспитательные средства сообразовывать с
    периодами развития ребенка.
    В.Г. Белинский выступает с категорическим требованием предоставить детям нормальные условия для развития, осуждает произвол взрослых, настаивает на запрещении наказаний, суровой
    дисциплины, неразумных требований. Главной
    целью всякого человека « на всякой ступени в лестнице общественной иерархии – быть человеком». В.Г. Белинский требует заменить сословное воспитание
    общечеловеческим.
    Орудием воспитания является любовь, говорит В.Г. Белинский, а целью – человечность и раскрывает следующим образом своё короткое определение главной цели воспитания: «Под
    человечностью мы разумеем живое
    соединение в одном лице тех общих элементов духа, которые равно необходимы для всякого человека, какой он ни был нации, какого бы он ни был звания, состояния,
    в каком бы возрасте жизни и при каких обстоятельствах ни находился, - тех общих элементов, которые должны составлять его внутреннюю жизнь, его драгоценнейшее сокровище и без которых он
    не человек»
    Согласно концепции
    В.Г. Белинского, не только общество должно заботится о равном для всех воспитании, но и каждый человек должен постоянно заниматься самоусовершенствованием.
    В процессе долгого и мучительного пути поисков подлинно научных законов преобразования общества В.Г. Белинский позже преодолевает свои идеалистические иллюзии.
    В первых педагогических статьях В.Г. Белинский развивал важнейшую идею о народности воспитания. Он верил, что русский народ, томившийся под ярмом крепостнического и самодержавно-
    полицейского гнёта, найдет в себе силы изменить к лучшему свою жизнь. Его вера в творческие силы народа была неистощимой, носила характер твердого убеждения, основанного не только на
    представлении о неизменном прогрессе общественного развития, но и на собственном знании народной жизни, близости к народу и горячей сыновней любви к нему.
    «Народность - обыкновенно выпускается у нас из плана воспитания». В.Г. Белинский считал, что настоящий человек не может быть равнодушным к судьбе своей родной
    страны, ибо « кто не принадлежит своему отечеству, тот не принадлежит и человечеству».
    Рекомендуя детям чтение В.Скота, Ф. Купера, В.Гёта и В.Шекспира, он настаивал на изучении прежде всего гениальных творений русских писателей.
    «Естественная кровь - еще недалеко не составляет того, чем должна быть человеческая любовь»- пишет Белинский. Он признаёт, что родители чаще всего любят своих детей растительной,
    инстинктивной любовью. Любовь человека должна быть просветлена разумом, способствовать формированию в детях
    высоких идеалов, нравственных качеств. Он разъяснил родителям, в чём состоят различия между естественной, кровной любовью и разумной любовью к детям, которым
    предстоит проявить себя по- настоящему в будущем.
    Ребенок должён любить и уважать своих родителей, он обязан подчиняться их общечеловеческим требованием, но нельзя « ограничить поприще его жизни только успокоением нежных родителей».
    Обязанности человека по отношению к обществу также священны, как и отношение к родителям.
    «Основной
    вопрос воспитания – говорит Белинский,- заключается
    в том, должно ли детей воспитывать так, чтобы они могли уживаться с обществом, или должно желать, чтобы общество сделалось способным уживаться с людьми
    благовоспитанными».
    Нравственное воспитание. В.Г.Белинский считает важнейшей стороной формирование человека. «Есть много родов
    образования и развития и каждое из них важно само по себе , но всех их выше должно стоять образование нравственное» - говорит Белинский.
    Основное требование к нравственному воспитанию в младшем возрасте состоит в том, чтобы оградить детей от всего дурного, поставить перед их глазами положительные примеры.
    Истинная нравственность имеет своей основой хорошие задатки, свойственные каждому человеку. Чтобы она развивалась, надо предоставить детям разумную свободу и самостоятельность.
    Безнравственна такая обстановка , в которой в детях задавлены, приглушены все естественные склонности и задатки.
    Пусть дети тянутся к совершению доброго и хорошего не ради будущей награды. Высшей наградой для них должна быть радость от сознания справедливости и правоты поступков. Он называет
    юношеский энтузиазм, стремление к героике и романтике « необходимым моментом нравственного развития», способствующий внутреннему очищению от корыстных и эгоистических побуждений. Говоря
    о том, какой должна быть дружба с товарищами, он считает,
    только та дружба нравственна, которая построена на истинной симпатии и развивается « через стремление к общему… через любовь к истине».
    В.Г. Белинский указывает на опасность формализма в моральном воспитании. Построенная на голых сентенциях
    (нравоучительных) и резонерских ( назидательных) поучениях, оно в лучшем случае приучит детей механичес...

    Забрать файл

    Похожие материалы:


    Добавить комментарий
    Старайтесь излагать свои мысли грамотно и лаконично

    Введите код:
    Включите эту картинку для отображения кода безопасности
    обновить, если не виден код



ПИШЕМ УНИКАЛЬНЫЕ РАБОТЫ
Заказывайте напрямую у исполнителя!


© 2006-2016 Все права защищены