Семиотика цвета в восточной и западной культурах

    Дисциплина: Культурология
    Тип работы: Доклад
    Тема: Семиотика цвета в восточной и западной культурах

    С древнейших времен была замечена тесная связь цвета с психикой, способность его воздействовать на эмоции и физиологические функции человека. Об этом говорят бесчисленные
    археологические и этнографические данные о ритуальной и военной раскраске древних и примитивных народов; об этом
    свидетельствуют также мифология и фольклор всего мира.
    Цвета воздействуют на всех людей по-разному в зависимости от социальной и национальной принадлежности или от условий, в которых воспринимается цвет.
    Эмоциональное действие цвета имеет две главные причины:
    Но никак нельзя говорить о ясно выраженном общем эмоциональном характере каждого цвета, потому что обе причины обусловливаются социальной принадлежностью и индивидуальными
    особенностями каждого человека. Поэтому вопрос эмоционального воздействия цвета на человека является чрезвычайно сложным.
    В природе человека глубоко заложено стремление к ясности, радости, красоте. Отсюда и любовь человека к красивым краскам, гармоничным сочетаниям, радующим глаз.
    Эстетика цвета органична всему творческому процессу и вытекает из тонкого осмысления людьми окружающей действительности, в первую очередь природы, являющейся неистощимой кладовой
    цветовых сочетаний.
    Цвета и цветовые сочетания по-разному воздействуют на человека: теплые цвета (желтый, оранжевый, красный) – энергичные, возбуждающие; холодные (фиолетовый, синий, голубой или
    нейтральный зеленый) – сдержанные, успокаивающие. Цвет вызывает у человека различные чувства: сильное возбуждение, покой, равнодушие, ощущение холода или тепла, что воздействует на
    физиологию и психику.
    Возможно, из-за эмоционального воздействия цвета человек наделил его определенным символическим значением.
    С давних времен у того или иного народа начала складываться определенная гамма любимых цветов. Национальные цвета исторически объяснимы и традиционны, они соответствуют характеру и
    темпераменту народа, окружающей его природе: красно-желто-черные цвета испанцев и спокойные бело-голубые цвета финнов. Чем ближе к экватору, тем большая тяга людей к открытым ярким
    цветовым сочетаниям.
    От окружающей природы, темперамента народа, обычаев и традиций, эстетический норм и религиозных воззрений зависело распространение того или иного цвета в костюме и предметах быта, в
    произведениях искусства.
    Средневековая символика цвета объясняет строгую религиозную догматику (в странах мусульманского мира – исламскую, в Европе – христианскую, в Китае или странах Юго-Восточной Азии –
    конфуцианскую, буддийскую или синтоистскую и т.д. ). Каждый цвет или особый символ соответствовал канону религии, замена или искажение его считались преступным отступлением от
    истины.
    Например, в Индии и Китае символика цветов была строго канонизирована. В отличие от этого в Японии сосуществовало несколько цветовых канонов, закрепленных разными религиями. Помимо
    этого здесь всегда было большое стремление к тонкому восприятию цвета, но не к рациональному, а к субъективному, личностно-интимному. Тенденция к подобному восприятию цвета у японцев
    разрушала привнесенные ими освященные религиозным культом отношения к цвету. Внимание и любовь к цвету отражают их чуткое и чрезвычайно тонкое чувство природы.
    Помимо религиозно-мистериальной значимости цвета олицетворяли социально-функциональные и половозрастные деления общества. Например, в Европе цвета делились на несколько категорий,
    которые соответствовали определенным сословиям общества.
    Цветовые системы появляются в культуре разных народов вместе с первыми космогоническими символами, с первыми магическими обрядами и ритуалами. Исследования древнейших культур
    (каменного века) показали, что уже тогда люди придавали особое значение трем цветам: красному, белому и черному. Этими красками обычно делали росписи в пещерах. Иногда использовались
    также желтая и коричневая, но, по мнению английского этнографа, социолога и фольклориста В. У. Тернера, «цветовая триада белое – красное – черное везде имеет выдающееся значение»
    (Тернер В. У. Символ и ритуал. – М., 1983). В Африке найдены захоронения среднего каменного века, в которых тела были густо забрызганы красной охрой. В захоронениях бушменов (Африка)
    позднего каменного века в могилы клали половинки страусиных яиц, выкрашенных изнутри черной краской, а извне – красной охрой.
    В пещерной и наскальной живописи каменного века широко использовались и белые краски. Все три цвета первичной триады, конечно, имели символический и магический смысл. Может, именно
    поэтому до сих пор эти три цвета обладают самыми противоречивыми значениями в различных религиях и культурах.
    Рассмотрим значения каждого цвета в восточной и западной культурах.
    Красный
    Первый цвет, замеченный и воспроизведенный людьми, был, по-видимому, красный. Академик А. Окладников объясняет это «первородство» красного тем, что он ассоциировался в сознании людей
    с кровью, огнем, солнцем, осенними листьями. Древнейшие мифы связывали с красным сотворение человека.
    Найденная первобытными людьми красная охра была воспринята ими как кровь мифического первочеловека-гиганта, демиурга, из тела которого было создано все живое. В первых мифах человек
    вылепляется из глины (в глине всегда присутствует красная краска – окислы железа). Например: в сказаниях острова Пасхи говорится о том, что человек родился из красно-бурого
    вулканического туфа – «цветной земли»; индейский бог Магадео вылепил из красной глины мужчину и женщину; праотец племени майду (Калифорния) сотворил людей таким же способом – вылепил
    две белые фигуры (мужскую и женскую) с красными глазами и черными волосами. Адам также был создан богом Яхве из красной земли, называемой «адама». Это слово – женский род от слова
    «адам», что значит человек. Оно также родственно слову «Едом» -- «красный» (Фрэзер Д. Фольклор в Ветхом завете. – М., 1985). Поэтому первоначальное значение красного – это жизнь, кровь,
    полученная человеком от богов. В крови заключается душа (в Священном писании людям запрещено есть кровь животных), а в душе – сама жизнь, энергия, без которой невозможно существование
    живого.
    У древних греков и римлян красный был символом плодородия. Статую Приапа (бога плодородия) окрашивали в этот цвет. В Древнем Китае существовала легенда о красной птице, которая
    пролетала в небе, держа в клюве девять колосьев. Зерна упали в землю, проросли. Хлеба не только спасали людей от голода, но были вечнорастущими.
    Поскольку и жизнь, и плодородие связаны с любовью и браком, то красный цвет – знак всего, что сопровождает эти явления.
    В средневековой Японии красный был символом любви.
    В наше время стало привычным одевать невесту в белое. Между тем у русских крестьян XIX и начала 20 века свадебный наряд был красным.
    Кроме того, у всех народов красный цвет считался целебным. Для каждой болезни существовало свое лекарство, но оно непременно было связано с красным. Эва Вундерлих пишет, что «Плиний
    в качестве средства от лихорадки рекомендует носить с собой в красной тряпочке первые анемоны, которые показываются весной. Александр из Траллеса прот...

    Забрать файл

    Похожие материалы:


    Добавить комментарий
    Старайтесь излагать свои мысли грамотно и лаконично

    Введите код:
    Включите эту картинку для отображения кода безопасности
    обновить, если не виден код



ПИШЕМ УНИКАЛЬНЫЕ РАБОТЫ
Заказывайте напрямую у исполнителя!


© 2006-2016 Все права защищены