Теневая экономика – причины, масштабы, роль

    Дисциплина: Экономика
    Тип работы: Курсовая
    Тема: Теневая экономика – причины, масштабы, роль

    КУРСОВАЯ РАБОТА
    по экономической теории
    Тема:
    “Теневая экономика – причины, масштабы, роль”
    Выполнил студент
    экономического факультета
    Санкт-Петербург
    2002
    Введение
    В экономической науке есть немало неисследованного. Но, пожалуй, трудно найти другой такой пример, когда масштабы экономического явления и степень его изученности были бы
    настолько несопоставимы. Эта проблема теневой экономики, которая охватывает все сферы жизнедеятельности общества.
    Теневая экономика представляет собой очень трудный для исследования предмет: это феномен, который относительно легко определить, но невозможно точно измерить, так как
    практически вся информация, которую удается получить учёному-экономисту, является конфиденциальной и разглашению не подлежит.
    Теневая экономика представляет интерес, прежде всего с точки зрения всего влияния на протекание большинства обычных, нормальных, экономических явлений процессов: формирование и
    распределение дохода, торговли, инвестирования и экономического роста в целом. Это влияние теневых отношений в России настолько велико, что представляет опасность для экономической
    безопасности и суверенитета государства в целом и совершенно очевидна необходимость их анализа.
    Многие российские специалисты, как правило, склоняются к тому, что теневая экономика охватывает три сектора:
    Подпольный бизнес
    – запрещенные законом виды экономической деятельности: торговля оружием и наркотиками, рэкетирство, убийства на заказ и т.п.
    Неофициальная экономика
    – легальные виды экономической деятельности, где производство товаров и услуг не фиксируется официальной статистикой, сокрытие от налогов, неформальная занятость и т.п.
    Фиктивная экономика
    – экономика приписок, спекулятивных сделок, взяточничества, мошенничества и т.п.
    Что касается размеров капитала, незаконно вращающегося в торговых операциях. По данным Госкомстата России, объем теневой экономики составляет 25% от ВВП на начало 1997 г,
    включая суммарный учет искажения данных по торговле (примерно 40% товарооборота), по оказанию индивидуальных услуг населением (60%), по учету жилищных услуг (18% стоимости
    зарегистрированных услуг), по скрытой оплате труда, в том числе с учетом «смешанных доходов» (20%). Однако с учетом подпольной и неофициальной экономик, по оценкам правоохранительных
    органов, эта цифра колеблется около 50%!
    Немного истории
    Существует точка зрения, что реформы 90-х гг. являются экономическим “послесловием” к глубинным процессам роста теневой криминальной экономики, происходившим в годы застоя.
    Реформы лишь высвободили присущие теневой экономике автономные механизмы регулирования, связанные, прежде всего, с насилием.
    В качестве компенсирующего противовеса, смягчавшего жесткие хозяйственные регламентации и способствующего выживанию самой
    огосударствленной системы, выступал негосударственный сектор, включавший промысловую кооперацию (до 1960 г.), потребкооперацию, колхозы, личное подсобное хозяйство и даже
    частную практику (к 1985 г. было зарегистрировано 64 тыс. человек, занимавшихся частной практикой). Негосударственный сектор, в определенном смысле, создал правовые и материальные
    предпосылки функционирования теневых отношений.
    Однако власти понимали, что без негосударственного сектора и неформальных отношений огосударствлённая хозяйственная система не могла существовать, тому есть немало
    примеров.
    Официально объемы подрядно-строительных работ в целом по стране в 1960-1980 гг. планировались существенно выше, чем имевшиеся в них учтенные производственные ресурсы. Но
    работавшие в то время неформальные бригады (часто преследуемые) создали практически всю сельскую производственную и бытовую инфраструктуру (коровники, бани, школы, магазины и
    т.п.).
    Неформальные отношения не без заинтересованности и участия властей тонко вписывались в систему хозяйствования на протяжении всех лет существования советской системы. При
    необходимости они использовались властями в политических целях:
    30-е годы – в форме борьбы с неразоблаченным “кулаком”;
    60-70-е – с “частником”;
    80-е – с “лицами, получающими нетрудовые доходы”;
    90-е – с новыми предпринимателями – “кооператорами”.
    Владельцы частных подсобных хозяйств периодически считались социальным злом, хотя длительное время продовольственный фонд в стране по многим продуктам рассчитывался и
    планировался без учета потребностей сельского населения. Таким образом, самообеспечение считалось неформальным отношением.
    Достаточно сложен анализ способов и видов, в которых проявлялись подлинные неформальные отношения. Каждый из носителей выбирал свои, удобные ему способы исходя из
    социально-экономических, территориальных, национальных и других особенностей, условий и традиций. В России с ее исторической тенденцией тяготения к коллективистским традициям долгое
    время преобладающей формой самоорганизации населения и соответственно реализации неформальных отношений были (и остаются) многообразные виды кооперации.
    Во-первых, существовали неформальные кооперативы, которым были присуще соответствующие принципы и черты: преобладание экономического равенства внутри кооператива, обособленность
    по отношению к другим организациям и защита своих групповых интересов. Во-вторых, были семейные образования с главенством лидера, действующего в интересах семьи.
    Доходы, которые контрагенты теневой экономики получали в системе административного распределения ресурсов, были весьма значительны:
    31,8 млрд. руб.
    в 1975 г., 52,5 млрд. руб. в 1980; 74,3 млрд. руб. в 1985, 55,3 млрд. руб. в первом полугодии 1989г. Соответственно по отношению к фонду оплаты труда в СССР эти доходы составили:
    13,8%; 17,9%; 21,1%; 25,4%.
    Факторы увеличения объема теневой экономики
    Переход от системы административного распределения ресурсов к рыночному механизму развития означает изменение динамики номинальных показателей. Переход способствует росту сферы
    “агрессивной координации”, когда сделки заключаются под влиянием силы, минуя мораль и закон.
    В ходе реформ был фактически ликвидирован механизм контроля власти со стороны общества. На сегодняшний день, к сожалению, нельзя дать ни достоверной оценки финансовых ресурсов,
    так как
    Минфин тщательно скрывает многие данные, ни выяснить объем
    приватизационной собственности. Впрочем, и в случаях вскрытия самых серьезных злоупотреблений властью никаких санкций не применяется. Все это способствует
    распределению
    собственности и бюджетных денег криминальными структурами.
    Мировой опыт свидетельствует о том, что выйти из ловушки тотальной криминализации
    социально-экономических отношений довольно-таки трудно. Ведь если национальное богатство распределяется между кланами, имеет место некий
    вариант феодализма, при котором не действуют механизмы экономического роста. Анализ причин происходящего приводит, к сожалению, к лидирующей роли государства.
    Далее приведены некоторые доказательства:
    В 1992 г.
    государство начало с того, что фактически ликвидировало накопления граждан. При спровоцированной гиперинфляции практически не было предпринято...

    Забрать файл

    Похожие материалы:


    Добавить комментарий
    Старайтесь излагать свои мысли грамотно и лаконично

    Введите код:
    Включите эту картинку для отображения кода безопасности
    обновить, если не виден код



ПИШЕМ УНИКАЛЬНЫЕ РАБОТЫ
Заказывайте напрямую у исполнителя!


© 2006-2016 Все права защищены