Опыт антимонопольного законодательства в России и в развитых капиталистических странах

    Дисциплина: Экономика
    Тип работы: Курсовая
    Тема: Опыт антимонопольного законодательства в России и в развитых капиталистических странах

    Санкт-Петербургская Государственная
    Академия
    Холода и Пищевых Технологий
    Кафедра экономики
    КУРСОВАЯ РАБОТА
    по дисциплине
    «Микроэкономика»
    на тему:
    ''Опыт антимонопольного законодательства в России
    и в развитых капиталистических странах''
    Студента 235 гр.
    Смирнова Андрея
    Санкт-Петербург
    1999
    ПЛАН
    Введение………………………………………………………………….3
    . Монополистические тенденции и монополии в рыночной экономике.
    1. Возникновение и сущность монополий ........................3
    2. Формы и виды монополий ...........................................4
    3. Монопольная цена. Монополия и конкуренция ............ 9
    4. Особенности современной монополизации народного хозяйства, ее позитивные и негативные факторы ........................... 15
    . Антимонопольная политика на современном этапе.
    1. Антимонопольное законодательство ........................... 19
    2. Антимонопольная политика в условиях рыночной экономики .................................................................……………….23
    . Антимонопольная практика в рыночной экономике Запада.
    Антимонопольное законодательство зарубежом ....……26
    2. Государственный контроль за монополистической деятельностью в странах с развитой экономикой ........................... 31
    3. Анализ использования антимонопольной политики и антимонопольного законодательства США и стран Западной Европы…………………………………………………………………………35
    Заключение ...........................................................................39
    Список литературы ............................................................... 40
    Введение
    На совершенном конкурентном рынке действует достаточно продавцов и покупателей товара, и поэтому ни один продавец или покупатель в отдельности не может повлиять на цену товара. Цена
    определяется рыночными правилами предложения и спроса. Фирмы принимают рыночную цену как заданную, решая, сколько производить и продавать, а потребители принимают ее как заданную,
    решая, сколько купить.
    Монополия является понятиям, прямо противоположными понятию идеальной конкуренции.
    Монополия - это когда существует только один производитель товара на рынке и одновременно существует большое количество потребителей товара.
    Проблемы монополизации хозяйственной жизни , конкуренция на товарных рынках привлекают сегодня пристальное внимание не только специалистов, но и широких слоев населения.
    С начала 90-х годов эти проблемы остро стали перед Россией: без принятия твердых и последовательных мер против монополизма нельзя надеяться на успех экономической реформы и
    переход к рыночной экономике. Успех экономических преобразований в немалой степени зависит от взвешенной, выверенной системы регулирования государством монопольных процессов и
    конкурентных отношений. В нашей стране, промышленности которой в наследство от командно-административной системы бывшего СССР достался целый комплекс гигантов-монополистов, особенно
    важной становится проблема демонополизации экономики и недопущения усиления роли уже действующих на рынке монополий.
    В Россиии процесс создания государственного контроля по недопущению недобросовестной конкуренции фактически начался с нуля, так как присутствующая еще совсем недавно в
    управлении экономикой командно-административная система по своей сути исключала наличие свободной конкуренции в хозяйственной деятельности.
    Поэтому на данном этапе огромное значение имеет создание и усовершенствование законодательной базы по поводу регулирования монополистических процессов и конкуренции, понимание
    населением необходимости экономических реформ в данной сфере.
    Глава
    . Монополистические тенденции и монополии
    в рыночной экономике.
    1. Возникновение и сущность монополий.
    В конце XIX столетия рынок чуть ли не впервые за свою многовековую историю развития столкнулся со сложными проблемами. Возникла реальная угроза для функционирования конкуренции
    этого необходимого атрибута рынка. На пути конкуренции возникли существенные препятствия в виде монополистических образований в экономике.
    История монополии достигает глубокой древности. Монополистические тенденции в разных формах и в неодинаковой степени проявляются на всех этапах развития рыночных процессов и
    сопровождают их. Но их новейшая история начинается в последней трети XIX столетия, особенно во время экономического кризиса 1873 г. Взаимосвязанность явлений
    кризисов и монополий
    указывает на одну из причин монополизации, а именно: попытку многих фирм найти спасение кризисных потрясений в монополистической практике. Не случайно монополии в тогдашней
    экономической литературе получили название “детей кризиса”.
    Что представляют собой монополистические образования? Если обратить внимание на промышленное производство, то это отдельные крупные предприятия, объединения предприятий,
    хозяйственные товарищества, которые производят значительное количество продукции определенного вида, благодаря чему занимают доминирующее положение на рынке; получают возможности влиять
    на процесс ценообразования, добиваясь выгодных цен; получают более высокие (монопольные) прибыли.
    Следовательно, главным признаком монопольного образования (монополии) является занятие монопольного положения. Последнее определяется как доминирующее положение предпринимателя,
    которое дает ему возможность самостоятельно или вместе с другими предпринимателями ограничивать конкуренцию на рынке определенного товара.
    Монопольное положение является желанным для каждого предпринимателя или предприятия. Оно позволяет им избежать целый ряд проблем и рисков, связанных с конкуренцией, занять
    привилегированную позицию на рынке, концентрируя в своих руках определенную хозяйственную власть, они имеют возможность с позиций силы влиять на других участников рынка, навязывать им
    свои условия. Можно считать, что они навязывают свои контрагентам, а иногда и обществу свои личные интересы.
    2. Формы и виды монополий.
    Существуют разные виды монополий, которые можно классифицировать на три основных: естественная, административная и экономическая.
    Естественная
    монополия возникает вследствие объективных причин. Она отражает ситуацию, когда спрос на данный товар в лучшей степени удовлетворяется одной или несколькими фирмами. В ее основе
    особенности технологий производства и обслуживания потребителей. Здесь конкуренция невозможна или нежелательна. Примером могут служить энергообеспечение, телефонные услуги,
    связь и т.д. В этих отраслях существует ограниченное количество, если не единственное национальное предприятие, и поэтому, естественно, они занимают монопольное положение на
    рынке.
    Административная
    монополия возникает вследствие действий государственных органов. С одной стороны, это предоставление отдельным фирмам исключительного права на выполнение определенного рода
    деятельности. С другой стороны, это организационные структуры для государственных предприятий, когда они объединяются и подчиняются разным главкам, министерствам, ассоциациям. Здесь,
    как правило, группируются предприятия одной отрасли. Они выступают на рынке как один хозяйственный суб...

    Забрать файл

    Похожие материалы:


    Добавить комментарий
    Старайтесь излагать свои мысли грамотно и лаконично

    Введите код:
    Включите эту картинку для отображения кода безопасности
    обновить, если не виден код



ПИШЕМ УНИКАЛЬНЫЕ РАБОТЫ
Заказывайте напрямую у исполнителя!


© 2006-2016 Все права защищены