Проблема человека в истории философии

    Дисциплина: Философия
    Тип работы: Курсовая
    Тема: Проблема человека в истории философии

    Пятигорский Государственный
    Лингвистический Университет
    Кафедра Философии
    Курсовая работа
    «Проблема человека в истории философии»
    Руководитель: Волов А.Г.
    Выполнил: студент группы 401
    факультета испанского языка
    Арутчев Ян
    Пятигорск, 2000
    Содержание
    Содержание
    Введение
    «Сократический поворот» в философии: идеи и метод философии Сократа.
    Проблема
    человека.
    Конфуцианство как этико-политическое и религиозно-философское учение.
    Место человека в конфуцианстве
    Глава 1. Конфуций о человеке
    §1 Человек
    §2 Конфуцианские начала, знание
    §3 Ритуал и воспитание
    §4 Низкий человек и благородный муж
    §5 Достойный правитель
    §6 Гуманность Конфуция
    Глава 2. Позднее конфуцианство о человеке
    §1 Толкование человеческой природы Мэн-цзы и Сунь-цзы
    §2 Позднее конфуцианство
    1. Хань Юй
    2. Чжу Си
    3. Ван Янмин
    §3 Современное конфуцианство Чэнь Юланя
    Чань-буддизм
    Учение о человеке в Чань-буддизме
    §1 Человек Хуэйнена
    1. Учение о Едином
    2. Истина
    3. Просветление
    §2 Учение Чань в искусстве
    Человек и природа
    Заключение
    Список литературы
    Введение
    Что такое человек? Какова природа человека? В чем драма человеческих отношений и человеческого существования? От чего зависят смысл и ценность человеческой жизни?
    Подобного рода вопросы ставятся в философских текстах разных эпох. Человек – уникальное творение Вселенной. Ни современная наука, ни философия, ни религия не могут в полной мере
    выявить тайну человека. Философы приходят к выводу, что человеческая натура проявляется в различных качествах (разумность, гуманность, доброта, способность любить и др.), но одно из
    них является главным. Выявить эту черту означает постичь сущность человека. Какое качество можно считать специфическим человеческим? Есть ли вообще в человеке какое-то внутреннее
    устойчивое ядро? Философы отвечают на эти вопросы по-разному. Многое зависит от общей мировоззренческой установки, то есть от того, что данное философское направление выдвигает в
    качестве высшей ценности. Конкретные позиции обуславливаются, в частности, и тем, как рассматривается человек – «извне» или «изнутри». Изучение человека «извне» предполагает
    осмысление его отношений с природой (космосом), обществом, богом и самим собой. Приобщение к тайне человека «изнутри» сопряжено с постижением его телесного, эмоционального,
    нравственного и духовного бытия.
    Сократ - противник афинской демократии. На место вопроса о космосе, вопроса о человеке со всеми его связями он ставит антропозитизм.
    Сократ
    претендовал на роль просветителя. Он же враг изучения природы (вмешательства
    в дело богов). Задача его философии - обоснование религиозно-нравственного
    мировоззрения, познание природы - безбожное дело. По Сократу, сомнение
    ведет к самопознанию, затем к пониманию справедливости, права, закона, зла,
    добра. Он же сказал, что познание человеческого духа - вот главное.
    Сомнение ведет к субъективному духу (человек), а затем ведет к объективному
    духу (бог). Опять же по Сократу, особое значение имеет познание сущности добродетели. Он поставил вопрос о диалектическом методе мышления. Он же
    убедил, что истина - это нравственность. А истинная нравственность – это знание того, что хорошо. И элитарность знания ведет к добродетели.
    Сократ был цельным человеком, для которого собственная жизнь была
    философской проблемой, а важнейшим из проблем философии был вопрос о
    смысле жизни и смерти. Не отделяя философии от действительности, от
    всех прочих сторон деятельности, он еще меньше повинен в каком бы то ни было
    расчленении самой философии. Его мировоззрение было столь же цельным,
    земным, жизненным, столь же полным и глубоким выражением духовной жизни и
    античного мира.
    Но то, чего не сделал сам Сократ, сделала за него история. Она хорошо
    потрудилась над тем, чтобы каталогизировать одни его высказывания как
    этические, другие - как диалектические, одни - как идеалистические,
    другие - как стихийно-материалистические, одни - как религиозные, другие —
    как еритические. Его признавали "своим" самые разные идеологические
    течения, ему в вину ставились философские односторонности и однобокости, в
    которых Сократ не мог быть повинен. Те критерии, которыми мы идеологически
    расчленяем философию нового времени на различные школы и направления,
    Сократу, а тем более к его предшественникам, неприменимы.
    История хорошо поработала также над тем, чтобы все мертворожденное в
    наследии Сократа довести до своих крайних пределов окаменелости, до
    канонизированных идолов массового сознания, оттенив тем самым живые и
    животворные родники сократовской мысли - его иронию и диалектику.
    Но правомерно ли искать проблему человеческого бытия в художественных и философских памятниках Востока. Так, создание «Книги Песен» («Ши цзин») относится к временам,
    когда в Китае философские школы еще не сложились, и впоследствии ее использовали в своих учениях не только конфуцианская, но и другие школы, которые часто искажали первоначальный
    смысл. Оригинальный текст «Книги истории», или «Книги документов» («Шу цзин») вообще не сохранился до наших времен. Он был изменен в значительной степени как Конфуцием, так и его
    последователями. Китайское произведение «Лунь юй» («Беседы и высказывания») является единственным произведением китайской классической литературы, которая более или менее
    непосредственно передает взгляды Конфуция. Но это лишь одна сторона проблемы. Западному читателю, не знакомому с языком Китая, сложно понять не только иносказательный смысл
    написанного, но, иногда, и прямой и, казалось бы, очевидный. Для этого нужно также знать культуру древнего Китая, его обычаи и предфилософию. И, наконец, трудность представляет то,
    что в сохранившихся до наших дней произведениях человек Китая «растворен» в космосе, един с ним и неотделим от него. Все это делает затруднительным постижение природы и смысла
    человека в понимании древнекитайских философов.
    Целью данной работы является изучение проблемы человека в
    истории философии, в частности у Сократа, в Конфуцианстве, в чань-буддизме, по работам различных современных авторов (историков, философов), обобщение
    разрозненного и, порой, противоречивого материала и создание стройной системы знаний и положений, определяющих место человека во Вселенной.
    «Сократический поворот» в философии: идеи и метод философии Сократа. Проблема человека
    Сократ выбирал известного политического деятеля или просто известного человека, после того, как тот прочитал свою
    речь, и Сократ начинал задавать свои знаменитые вопросы. Причем вначале
    Сократ безудержно хвалил своего собеседника, говорил, что он такой умный,
    известный человек в городе, и что ему не составит труда ответить на такой
    элементарный вопрос. Сократ задавал свой действительно элементарный вопрос
    (но только на первый взгляд). Собеседник дерзко и нехотя отвечал на него,
    Сократ в свою очередь задавал очередной вопрос, касающийся все того же
    вопроса, собеседник опять отвечал, Сократ спрашивал и это доходило до того,
    что собеседник, в конце концов, своим последним ответом противо...

    Забрать файл

    Похожие материалы:


    Добавить комментарий
    Старайтесь излагать свои мысли грамотно и лаконично

    Введите код:
    Включите эту картинку для отображения кода безопасности
    обновить, если не виден код



ПИШЕМ УНИКАЛЬНЫЕ РАБОТЫ
Заказывайте напрямую у исполнителя!


© 2006-2016 Все права защищены