Прогнозирование уровня и качества жизни населения

    Дисциплина: Социология
    Тип работы: Курсовая
    Тема: Прогнозирование уровня и качества жизни населения

    Всероссийский Заочный Финансово-Экономический Институт
    Кафедра региональной экономики и управления
    Курсовая работа по курсу основ социального прогнозирования на тему:
    «Прогнозирование уровня и качества жизни населения»
    Выполнил: Благих В.Ю.
    Факультет: МиМ
    Специальность: ГиМУ
    Группа: 514
    Л/д: 01мгб0329
    Проверил: Артёмов С.В.
    Москва, 2006
    Содержание
    Введение
    1. Понятия «уровня» и «качества жизни населения
    2. Система показателей уровня жизни населения
    3. Методы прогнозирования основных показателей уровня жизни
    4. Прогнозирование индекса развития человеческого потенциала (ИРЧП)
    5. Определение тенденций роста (снижения) уровня жизни населения
    6. Выявление факторов определяющих уровень жизни в перспективе
    7. Основные направления повышения уровня и качества жизни населения
    8. Расчеты по определению отдельных расчетных показателей характеризующих уровень жизни населения субъекта РФ
    9. Анализ основных показателей характеризующих уровень жизни населения субъекта РФ, выявление основных проблем
    10. Заключение
    Введение
    Уровень жизни (благосостояние) населения — сложное социально-экономическое понятие. Знания об уровне жизни прежде всего дает анализ условий (потребностей), удовлетворение которых
    необходимо для жизнедеятельности. Важнейшие среди них (первая группа потребностей) — питание, потребление одежды, обуви и других предметов, составляющих физические (физиологические)
    элементы уровня жизни. Вторую группу потребностей образуют духовные (интеллектуальные) условия жизни и, наконец, третью — социальные потребности, удовлетворяемые в процессе общественной
    деятельности. Все три группы потребностей порождены не только естественными, но и историческими условиями жизни.
    Недаром говорят, что уровень жизни — зеркало экономики. Экономистов, в том числе специализирующихся на экономико-математическом моделировании уровня жизни, в первую очередь интересует
    та грань потребностей, формирование и удовлетворение которой зависит от производства. Поэтому в экономической литературе наиболее распространено представление об уровне жизни как о
    количестве потребляемых материальных, культурно-бытовых и социальных благ и степени удовлетворения потребностей в них на достигнутой стадии развития производительных сил.
    Все три группы потребностей в своих главных чертах определяются социально-экономическими условиями. Вместе с тем они зависят и от естественных, и от физиологических факторов. Поэтому
    наряду с уровнем развития производства при изучении потребностей нельзя не учитывать особенности внешней среды, в первую очередь природно-климатические условия, а также особенности
    структуры населения (по возрасту, полу, характеру трудовой деятельности). Наконец, определенную роль в формировании потребностей играют социальная принадлежность и место проживания
    (город, село), а также связанные с этим особенности культуры. Складывающиеся таким образом потребности становятся основой формирования непроизводственного потребления, определяемого как
    процесс удовлетворения потребностей.
    В определении уровня жизни подчеркивается, во-первых, тесная связь благосостояния с уровнем развития производительных сил — производством, потреблением, потребностями. Во-вторых,
    данное определение учитывает сопоставимые и поддающиеся количественной оценке стороны жизни. Но в широком смысле благосостояние ими не исчерпывается. Оно зависит и от таких, например,
    факторов, как условия труда, отдыха, состояние окружающей среды и др., влияние которых на уровень жизни измерить пока не удается. Эти и подобные им признаки чаще учитываются в
    характеристиках образа и качества жизни, хотя в отличие от уровня жизни данные понятия еще не устоялись. В-третьих, в определении обращается внимание на исторический характер
    потребностей, их изменчивость во времени.
    Со временем роль отдельных факторов в формировании потребностей меняется. По мере развития производительных сил способы удовлетворения потребностей населения становятся все более
    многообразными, растет роль внешней среды. Правда, рост производительных сил позволяет сглаживать влияние последней на потребности. Тем не менее все отчетливее проявляется специфическая
    проблема взаимоотношений человека с внешней средой. Решение экологических проблем (обеспечение чистого воздуха, тишины и т.д.) становится не менее важной задачей, чем удовлетворение
    материальных и духовных потребностей человека.
    Вместе с тем сохраняют свое влияние и физиологические факторы формирования потребностей, поскольку остается их первооснова — свойства, имманентные человеку как высшей форме
    саморазвивающегося организма, который для своего воспроизводства должен питаться, одеваться, общаться с людьми и природой и т.д. И хотя значение этих факторов со временем относительно
    уменьшается, их влияние никогда не исчезнет, так как никогда не исчезнут названные свойства.
    Потребности составляют важнейшую сторону уровня жизни. Они удовлетворяются в процессе потребления, т.е. использования человеком тех или иных благ.
    Если брать непосредственно личные потребности людей, то данное определение будет характеризовать личное потребление. От него следует отличать производственное потребление, т.е.
    использование средств производства и предметов труда для создания материальных благ. Хотя в процессе производственного потребления люди сами по себе ничего не потребляют, оно в конечном
    счете осуществляется ради удовлетворения личных потребностей, поэтому данное выше определение справедливо и для производственного потребления.
    Следует отметить, что пути и методы повышения уровня жизни людей в разные периоды развития страны неодинаковы, прежде всего, в силу меняющихся экономических возможностей. Если в первые
    годы существования советской власти они позволяли лишь частично регулировать материальное положение путем перераспределения благ в пользу трудящихся классов, то в годы довоенных пятилеток
    рост уровня жизни был связан с плановыми мероприятиями, направленными на ликвидацию безработицы, увеличение фонда заработной платы, доходов населения и производства товаров народного
    потребления. Восстановление экономического потенциала страны в послевоенные годы и его дальнейший рост позволили вначале осуществить меры по повышению уровня жизни всего населения (путем,
    например, неоднократных снижений розничных цен), а затем перейти к дифференцированному росту благосостояния.
    Уровень жизни можно рассматривать в трех аспектах: применительно ко всему населению, его социальным группам и в отношении семей с разной величиной дохода. Последние две категории
    особенно важны для характеристики степени расслоения населения по имущественному состоянию. Они активно изучаются, поскольку сближение благосостояния различных групп населения и
    сокращение дифференциации доходов семей являются приоритетными целями социальной политики развитых стран.
    Сводные показатели благосостояния делят на три группы. Первую группу составляют синтетические показатели, к которым относятся национальный доход, фонд потребления национального дохода,
    ...

    Забрать файл

    Похожие материалы:


    Добавить комментарий
    Старайтесь излагать свои мысли грамотно и лаконично

    Введите код:
    Включите эту картинку для отображения кода безопасности
    обновить, если не виден код



ПИШЕМ УНИКАЛЬНЫЕ РАБОТЫ
Заказывайте напрямую у исполнителя!


© 2006-2016 Все права защищены