Особенности психофизиологических процессов личности в период "середины жизни"

    Дисциплина: Психология
    Тип работы: Курсовая
    Тема: Особенности психофизиологических процессов личности в период "середины жизни"

    Содержание
    Теоретическая часть
    1.Введение
    2. Общая характеристика зрелого возраста
    2.1. Специфические особенности периодизации индивидуального развития взрослого человека
    2.2. Социальная ситуация развития
    3. Психофизиологические функции в зрелом возрасте
    3.1. Развитие психофизиологических функций в зрелом возрасте
    3.2. Критерии когнитивной зрелости
    4. Ведущая деятельность в зрелом возрасте
    4.1. Профессиональное становление
    4.2. Постоянство работы и перемены в профессиональной жизни
    4.3. Переоценка профессиональной карьеры в середине жизни
    4.4. Безработица
    5. Межличностные отношения в зрелом возрасте
    5.1. Личное - Я - идентичность, близость, генеративность
    5.2. Любовь
    5.3. Одинокие люди
    6. Семейный цикл
    6.1. Родительство
    6.2. Отношения со стареющими родителями
    7. Кризис середины жизни
    7.1. Мужчины в середине жизни
    7.2. Женщины в середине жизни
    8. Заключение
    Практическая часть
    1. Введение
    2. Описание опыта №1
    3. Описание опыта №2
    4. Описание опыта №3
    5. Методический материал
    5.1. Опросник нервно - психического напряжения (НПН)
    5.2. Шкала астенического состояния (ШАС)
    5.3. Шкала сниженного настроения - субдепрессии (ШСНС)
    5.3.1. Шаблон для подсчета баллов по обратным ответам
    6. Протокол занятия
    7. Заключение
    Литература
    Теоретическая часть
    1. Введение
    Проблема развития индивида, становление его как личности - кардинальная проблема в системе психологических знаний. Как неповторимо детство человека,
    также неповторимо продолжение его жизненного пути от молодости до старости. Разнообразные материалы о развитии человека давно вошли в учебные курсы по возрастной психологии и весьма
    широко представлены в периодической печати. Однако, не будет преувеличением утверждение о том, что до недавнего времени около 90% публикаций по психологии развития занимала психология
    детей.
    Вместе с тем процесс развития продолжается во взрослом, зрелом и позднем возрасте. Противоречия и кризисы, успехи и неудачи, самопознание и
    самосовершенствование, поиски смысла жизни и пути их достижения, надежды и разочарования, конфликты и их разрешение (в семье, на работе, в межличностных отношениях), оптимистическая и
    пессимистическая жизненная позиция – всё это и многое другое присуще людям в зрелом возрасте.
    Термин личность был придуман Н.М.Карамзиным. Он полагал, что человек способен к общению, интеллектуальному и нравственному совершенствованию. Личность –
    это хозяин собственной судьбы, собственной жизни.
    Такой человек весьма своеобразен, духовно развит, обладает чувством ответственности за свои поступки.
    В этом контексте личность раскрывается всей работой, учитывая разнообразные области жизни и вариацией выбора в каждой из них, конкретная личность будет
    уникальной.
    Общая характеристика зрелого возраста
    Индивидуальное развитие взрослого человека пред­ставляет собой продолжение онтогенеза с заложенной в нём филогенетической программой. В период после
    ран­ней юности процесс созревания индивида и личности продолжается, проходя через стадии молодости, взрослости, зрелости, старости. Завершается этот цикл смертью человека (которая,
    разумеется, может наступить и на бо­лее ранних этапах, чем старость — из-за неизлечимой бо­лезни, несчастного случая, суицида и т.д.).
    2.1.
    Специфические проблемы периодизации индивидуального развития взрослого человека
    Не существует жёстких границ на­чала и завершения каждой стадии. Это зависит от зако­номерностей созревания организма и инволюционных процессов в нём.
    Как показали многочисленные исследо­вания специалистов, для процессов созревания и инволюции характерны неравномерность и гетерохронность. Неравномерность процессов и гетерохронность
    смены состояний индивида как отражение внутренних противо­речий развития содержат различные возможности жиз­ни — от преждевременного старения в одних случаях до долголетия в других. В
    самом деле, можно быть тридца­тилетним стариком — и творчески и физически актив­ным, «молодым» семидесятилетним и старше.
    Имеется много различных классификаций возрастов, разработанных специалистами из разных областей чело­веческого знания (а, следовательно, и по разным
    основа­ниям). Например, по древней китайской классификации
    зрелость разделяют на 4 периода: с 20 до 30 лет - возраст вступления в брак;
    с 30 до 40 - возраст выполнения общественных обязанностей;
    с 40 до 50 - познание собственных заблуждений;
    с 50 до 60 - последний период творческой жизни. Пифагор сравнивал возраста с временами года и, соответственно, зрелость охватывала периоды лета (20-40) и
    осени (40-60).
    Возрастная периодизация Д. Б. Бромлей (1966)
    относит зрелость к четвертому циклу и делит их на четыре стадии: 1) ранняя взрослость 21-25 лет; 2) средняя взрослость 25—40 лет; 3) поздняя взрослость
    40—55 лет; 4) предпенсионный возраст 55—65 лет.
    Стадии развития личности по Э. Эриксону
    включают в себя: раннюю взрослость (от 20 до 40—45 лет), среднюю взрослость (от 40—45 до 60 лет) и позднюю взрослость (свыше 60 лет).
    Видный отечественный психолог, специалист в обла­сти разработки к реализации проблем человекознания Б.Г. Ананьев писал: «Жизненный путь человека — это
    история формирования и развития личности в опреде­лённом обществе, современника определённой эпохи и сверстника определённого поколения. Вместе с тем фазы жизненного пути датируются
    историческими событиями, сменой способов воспитания, изменениями образа жизни и системы отношений, суммой ценностей и жизненной программой — целями и смыслом жизни, которыми дан­ная
    личность владеет. Фазы жизненного пути накладыва­ются на возрастные стадии онтогенеза, причём в такой степени, что в настоящее время некоторые возрастные стадии обозначаются именно
    как фазы жизненного пути…».
    И, наконец, ещё одна из специфических проблем — это определение объективных критериев зрелости челове­ка. Гетерохронность зрелости — это существенная
    характеристика в индивидуальном развитии человека: не сов­падают во времени физическая зрелость, умственная, гражданская и др. Эти трудности привели к тому, что в современной
    психологической литературе довольно часто понятие «зрелость» заменяется понятием «взрослость», что позволяет избежать многих сложностей и, как правило, выделяют 3 стадии:
    Ранняя взрослость от 20 до 40
    Средняя взрослость от 40 до 60
    Поздняя взрослость от 60 и старше
    Каждый из вышеперечисленных возрастных периодов обладает своими особенностя­ми и характеристиками. Возраст –
    этап развития человека, характеризуемый специфическими для него закономерностями формирования организма и личности и относительно устойчивыми
    морфофизиологическими и психологическими особенностями.
    Характеристика реальный, биологический или физиологический возраст
    указывает на степень изношенности или, наоборот, сохранности организма человека по отношению к средней ожидаемой в данном возрасте или периоде жизни в
    конкретных культурно-исторических условиях.
    Причём в значительном количестве случаев реальный возраст может не совпадать с календарным возрастом, что объясняется как медико-биологически...

    Забрать файл

    Похожие материалы:


    Добавить комментарий
    Старайтесь излагать свои мысли грамотно и лаконично

    Введите код:
    Включите эту картинку для отображения кода безопасности
    обновить, если не виден код



ПИШЕМ УНИКАЛЬНЫЕ РАБОТЫ
Заказывайте напрямую у исполнителя!


© 2006-2016 Все права защищены