Особенности переживания состояния фрустрации у подростков

    Дисциплина: Психология
    Тип работы: Курсовая
    Тема: Особенности переживания состояния фрустрации у подростков

    Министерство образования Российской Федерации
    Мурманский Государственный Педагогический Университет
    Факультет иностранных языков
    Кафедра психологии
    Курсовая работа
    на тему
    Особенности переживания фрустрации у подростков
    Выполнила студентка 3 курса
    Чеснокова О.И.
    Научный руководитель
    Краснова А.Н.
    СОДЕРЖАНИЕ
    Стр.
    Введение
    ……………………………………………
    I раздел
    Теоретическая часть
    Фрустрация как состояние………………….…...6
    Проявления фрустрации…..……………………11
    Фрустрация и агрессия…………………….…...13
    Фрустрация и стресс.…………………………...21
    Толерантность…………………………………….24
    раздел
    Практическая часть
    Фрустрационный вербальный тест ……………...26
    Заключение
    ………………………………………..29
    Библиография
    ………………
    ………………….31
    Приложение
    ……………………………………….32
    Введение.
    Подростковый возраст – один из кризисных этапов в становлении личности человека. Он характеризуется рядом специфических особенностей. Это возраст кардинальных преобразований “в
    сфере сознания, деятельности и системы взаимоотношений. Этот этап характеризуется бурным ростом человека, формированием организма в процессе полового созревания, что оказывает
    заметное влияние на психофизиологические особенности подростка. Основу формирования новых психологических и личностных качеств составляет общение в ходе различных видов деятельности –
    учебной, производственной, творческих занятий и пр.”. (20, с.78-79). Естественными в этом возрасте являются стремления к проявлению взрослости, развитию самосознания и самооценки,
    интерес к своей личности, к своим возможностям и способностям. Для этого периода характерны частые стрессы, связанные с интенсификацией учебного процесса с переходом на новые формы
    обучения, с профессиональным самоопределением, а также проблемы в отношениях со сверстниками и родителями, часто не осознающими особенности физического и психического состояния
    повзрослевших детей. Часто стресс в их среде порождает неуверенность в будущем. Способы, которыми пользуются подростки в целях снижения эмоционального напряжения и выхода из
    стрессовой ситуации, известны: чаще всего это – агрессивное, аддиктивное или суицидальное поведение. Молодые люди, находясь под воздействием стрессовых ситуаций, не готовы к их
    преодолению и страдают от их последствий. Исследования показывают, что условия, в которых находятся учащиеся на заключительном этапе обучения в средней школе, формируют целый комплекс
    сложных переживаний.
    Школьники постоянно сталкиваются с тем, что испытывают потребности, осуществление которых невозможно из-за наличия объективных или субъективных факторов.
    Хроническая ситуация неудовлетворённости, порождённая различными аспектами вхождения во взрослость, сохранением многочисленных ограничений, свойственных
    детскому возрасту, и появление новых обязанностей, неблагоприятно складывается на формирующемся характере.
    Целью данного исследования является выяснение того, что представляет собой фрустрация в старшем школьном возрасте.
    Исходя из цели исследования, были определены следующие задачи:
    1) изучить литературу;
    2) изучить понятие фрустрации;
    3) определить ситуативные предпосылки фрустрации;
    4) рассмотреть особенности переживания фрустрации в старшем школьном возрасте.
    Предмет исследования: особенности переживания фрустрации в старшем школьном возрасте.
    Объектом исследования является подросток.
    Практическое значение исследования очень велико, поскольку чем больше будет известно
    о фрустрации, тем эффективнее будет воспитательная работа с подростками.
    Структура курсового исследования. Работа состоит из введения, двух разделов (теоретической части и практической части), заключения, библиографии и приложений.
    I раздел
    Теоретическая часть
    1. Фрустрация как состояние
    Наиболее часто встречающееся психическое состояние у подростков - фрустрация, или кажущаяся недостижимость какой-либо цели. Подросток хочет, чтобы были удовлетворены определенные его
    потребности, просматривает свое будущее, видит, что это неосуществимо, и рисует его в мрачных тонах. Такое состояние может привести и к депрессии, и к неврастении, и к суициду...
    Проблема фрустрации ставится в плане теоретического обсуждения и в еще большей степени является предметом экспериментальных исследований, проводимых над животными и людьми (чаще
    над детьми). Несмотря на большое число опубликованных на тему фрустрации работ, в этой теме еще много неясного. Высказываются
    даже сомнения в необходимости концепции фрустрации, поскольку охватываемые ею явления разнообразны и их можно объяснить, не прибегая к данной концепции.
    Существуют трудности и в понимании самого термина “фрустрация”. Если обратиться к филологии этого термина, то frustration означает
    расстройство (планов), уничтожение (замыслов), т. е. указывает на какую-то в известном смысле слова травмирующую ситуацию, при которой терпится неудача. Как увидим далее, филология
    термина близка к распространенному, хотя и не всеми принимаемому, пониманию фрустрации. Фрустрация должна рассматриваться в контексте более широкой проблемы выносливости по отношению
    к жизненным трудностям и реакций на эти трудности.
    Явления фрустрации наиболее изучены в отношении к барьерам в деятельности, и потому в дальнейшем речь будет идти именно о таких ситуациях,
    когда деятельность блокируется из-за непреодолимой преграды, хотя такими ситуациями ограничить сферу фрустрации нельзя. Есть неясности в том, к чему относить термин фрустрация: к
    внешней причине (ситуации) или к вызываемой ею реакции (психическое состояние или отдельные реакции). В литературе можно встретить и то другое употребление данного термина. Было бы
    целесообразно, подобно тому как отличают стресс — психическое состояние от стрессора — его возбудителя, аналогично различать фрустратор и фрустрацию — внешнюю причину и его
    воздействие на организм и личность. Хотя термин «фрустратор» в литературе малоупотребителен, мы в дальнейшем изложении будем употреблять его, используя термин «фрустрация»
    преимущественно для обозначения провоцируемого фрустратором состояния. Такое словоупотребление предупреждает путаницу в понятиях.
    Обращаясь к имеющимся в литературе определениям фрустрации, можно исходить из определения ее, данного С.Розенцвейгом, согласно которому
    фрустрация “имеет место в тех случаях, когда организм встречает более или менее непреодолимые препятствия или обструкции на пути к удовлетворению каких-либо жизненной потребности».
    Здесь фрустрация рассматривается как явление, происходящее в организме, в его приспособлении к среде.
    Согласно определению, которое дали Браун и Фарбер, фрустрация — результат таких условий, при которых ожидаемая реакция или предупреждается,
    или затормаживается. Лоусон, интерпретируя позицию данных авторов, поясняет, что фрустрация — конфликт между двумя тенденциями: той, которая относится к типу связи «цель — реакция», и
    той, которая возникла под влиянием интерферирующих условий. Браун и Фарбер делают акцент на противоречиях, которые возникают при действии фрустраторов, и именно этой противоречивостью
    объясняют эмоциональность, к...

    Забрать файл

    Похожие материалы:


    Добавить комментарий
    Старайтесь излагать свои мысли грамотно и лаконично

    Введите код:
    Включите эту картинку для отображения кода безопасности
    обновить, если не виден код



ПИШЕМ УНИКАЛЬНЫЕ РАБОТЫ
Заказывайте напрямую у исполнителя!


© 2006-2016 Все права защищены