Образ учителя в представлении школьников

    Дисциплина: Психология
    Тип работы: Курсовая
    Тема: Образ учителя в представлении школьников

    Федеральное агентство по образованию
    Федеральное агентство по образованию
    Государственное общеобразовательное учреждение высшего
    профессионального образования
    «Вятский государственный гуманитарный университет»
    Педагогический факультет
    Кафедра психологии
    Курсовая работа:
    Образ учителя в представлении школьников
    Выполнила студентка IV курса
    группы ПП - 41Заочной формы обучения
    специальности 050706. 65 Педагогика и психология
    Бушуева Ольга Сергеевна
    Научный руководитель:
    Матвеева Елена Викторовна
    Киров, 2009
    Содержание
    Введение
    Глава I. Психологические основы создания образа
    I.I. Понятие образа
    I.II. Особенности восприятия человека человеком
    Глава II. Эмпирическая часть
    II. I. Организация исследования
    II. II. Методический инструментарий
    II. III. Результаты и их анализ
    Заключение
    Библиографический список
    Приложения
    ВВЕДЕНИЕ
    Профессия педагог - особенная. Учителя - это те люди, которые всегда на
    виду, рядом с ними всегда находятся родители, ученики, коллеги.
    Одной из фундаментальных проблем психологической науки является проблема
    образа. Изучение механизмов формирования образа окружающей действительности в сознании человека, его содержания, функций, роли в поведении и деятельности имеет исключительно большое
    значение для развития и общей теории психологии и специальных психологических дисциплин, смежных с психологией отраслей знания.
    Проблема образа имеет историю своего решения, начинающуюся с учения об
    эйдосах Демокрита (около 460 - 370 лет до нашей эры) и трактата «О душе» Аристотеля (384 - 322 года до нашей эры). Большое внимание этой проблеме уделялось в трудах основоположника
    отечественной психологииСеченова. Следуя традициям материалистической философии, он трактовал ощущения, восприятия как «сколки с действительности» - образцы ее,
    возникающие по законам рефлекторной деятельности мозга. Разработка проблемы продолжается современной материалистической философией
    (Э.Тюхтин) и психологией
    (БСмирнов).
    Цель: смоделировать обобщенный образ учителя в представлении школьников
    разного возраста.
    Объект: восприятие учениками учителя и отношений между учениками и
    учителями.
    Предмет: образ учителя в представлении школьников.
    Гипотеза: 1. поскольку в младшем школьном возрасте роль учителя очень
    высока, то образ учителя в младшем возрасте будет позитивным, и поскольку в подростковом возрасте дети противопоставляют себя образу учителя, то он негативный;
    2. чем позитивнее отношения между учителем и детьми, тем более позитивен
    образ учителя.
    Задачи: 1. теоретический анализ специальной литературы, степень
    изученности, подбор инструментария, актуальность;
    на основе анализа литературы определить понятие «образ» и механизмы
    его складывания;
    исследовать образ учителя в представлении младших школьников и
    подростков;
    провести сравнительный анализ
    Метод: проективные методики
    Глава
    ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ СОЗДАНИЯ ОБРАЗА
    I.I.
    ПОНЯТИЕ ОБРАЗА
    В психологии проблема образа трактуется достаточно широко. Психический
    образ рассматривается как «субъективное отражение объективного мира в сознании человека» (С.Смирнов).
    Формирование образа у субъекта связано тесным образом с его реципирующими системами, с работой анализаторов, однако,Рубинштейн отмечает: «Под образом в собственном
    гносеологическом смысле надо разуметь отнюдь не всякое чувственное впечатление, а лишь такое, в котором явления, их свойства (форма, величина) и отношения предметов выступают перед нами
    как предметы или объекты познания». Причем понятие образа обязательно включает отношение к тому, что отражено этим образом. «Образ определяется познавательным отношением чувственного
    впечатления к реальности, находящейся вне его и не исчерпывающейся его содержанием». Именно отношение человека обеспечивает то, что в действии с предметом он раскрывается человеку той или
    иной стороной, качеством, а значит именно эта сторона, это качество будет отображено. С другой стороны, «жизненные практические отношения и связи» складываются в процессе
    жизнедеятельности человека и зависят от потребностей, мотивов, установок человека.
    Для человека жизнь, поведение и деятельность в сложном предметном мире
    возможна только потому, что он обладает психическим образом этого мира, который ориентирует человека в окружающей среде, управляет, регулирует его поведение и деятельность.
    ПоРубинштейну, регуляция деятельности и поведения человека - «это работа, которую практически выполняет образ». Он выполняет ее в двух формах:
    Возникает образ объекта, являющегося предметом потребности, в
    индивиде появляются «идеальные стремления» и, значит, определенная направленность действия
    2. Действие приводится в соответствие с условиями, в которых оно
    совершается (образ этих условий сложился у субъекта).
    По
    мнениюОшанина и других исследователей, образ представляет собой системный объект, сложное,
    многокомпонентное, противоречивое, целостное, функциональное образование. Авторы данного подхода стремятся раскрыть содержание психического образа через его структуру. Образ - комплекс,
    состоящий из системы взаимодействующих компонентов. Основным его компонентом является концептуальная модель
    (Н.Ломов: «Образ - цель действий, идеальный или мысленно
    представленный ее результат: то, чего нет еще реально, но что должно быть получено в итоге деятельности». Вторым компонентом психического образа является оперативный образ, как строящийся
    образ действительности, состояния объекта в каждый момент времени.
    В процессе соотношения, сравнения оперативного образа с образом-целью
    осуществляется основная функция образа - регуляция предметных действий. Итак, структура образа есть система взаимодействующих, взаимопроникающих компонентов; содержание образа при
    выполнении конкретных действий многозначно, непостоянно и динамично, регулирующая функция образа проявляется на уровне правильной организации движений в пространстве в конкретной
    ситуации.
    Образ имеет своим объективным источником предметы и явления
    материального мира; в этом смысле образ вторичен по отношению к своему оригиналу. Материальной формой воплощения образа выступают практические действия, язык, различные знаковые системы.
    Специфической формой образа является художественный образ. Своеобразие образа заключается в том, что он есть нечто субъективное, идеальное; он не имеет самостоятельного бытия вне
    отношения к своему материальному субстрату - мозгу и к объекту отражения. Образ объективен по своему содержанию в той мере, в какой он верно отражает объект. Но образ объекта никогда не
    исчерпывает всего богатства его свойств и отношений: оригинал богаче своей копии.
    Итак, образы как продукты отражения, во - первых, возникают в активной
    предметной деятельности человека, в его практическом воздействии на природу и общественные явления, во - вторых, появление нового образа обязательно преломляется через прошлый опыт
    человека, через удержанные в его памяти образы отраженных ранее предметов и явлений. И, в третьих, психические образы не являются результатом бес...

    Забрать файл

    Похожие материалы:


    Добавить комментарий
    Старайтесь излагать свои мысли грамотно и лаконично

    Введите код:
    Включите эту картинку для отображения кода безопасности
    обновить, если не виден код



ПИШЕМ УНИКАЛЬНЫЕ РАБОТЫ
Заказывайте напрямую у исполнителя!


© 2006-2016 Все права защищены