Методы психодиагностики познавательных процессов студентов

    Дисциплина: Психология
    Тип работы: Курсовая
    Тема: Методы психодиагностики познавательных процессов студентов

    ПЕРЕЧЕНЬ УСЛОВНЫХ ОБОЗНАЧЕНИЙ, СОКРАЩЕНИЙ И ТЕРМИНОВ
    ПЕРЕЧЕНЬ
    условных обозначений, сокращений и терминов
    с - секунда,
    - среднее арифметическое,
    / - действие деления,
    * - действие умножения.
    ВВЕДЕНИЕ
    Целью данной работы является изучение познавательных процессов
    студентов, а именно оценить распределение, устойчивость, переключение и концентрацию внимания студентов, а также оценить их мышление. Приведенные ниже методики позволяют определить
    числовой индекс распределения внимания человека, выяснить степень устойчивости внимания, найти показатель концентрации внимания и переключения внимания, а также позволяют оценить умение
    студента логически размышлять.
    Объектом этих исследований стали студенты Национального Авиационного
    Университета, различных специальностей, возрастом от 18 до 25 лет. Предмет исследований - познавательные процессы студентов.
    Познавательные процессы: восприятие, внимание, воображение, память, мышление, речь - выступают как важнейшие компоненты любой человеческой деятельности. Для того,
    чтобы
    удовлетворить свои потребности
    , общаться, играть, учиться и трудиться, человек должен воспринимать мир, обращать внимание на те или иные моменты или компоненты деятельности, представлять то, что
    ему нужно делать , запоминать, обдумывать, высказывать суждения. Поэтому, без участия познавательных процессов человеческая деятельность невозможна, они выступают как ее неотъемлемые
    внутренние моменты. Они развиваются в деятельности, и сами представляют собой особые виды деятельности
    Общее представление о познавательных процессах.
    Познание мира в ощущениях и в восприятии. Для того, чтобы жить и ориентироваться в окружающем, человек должен воспринимать и перерабатывать информацию, уметь ее
    анализировать, выделять из нее наиболее существенные для себя сведения. Значимой, или существенной, называется такая информация, которая связана с актуальными потребностями человека и
    несет в себе сведения о том, что особенно важно для их удовлетворения. Значимая информация включает в себя разнообразные виды энергии, воздействующей на человека: механическую,
    химическую, электромагнитную, гравитационную и др. За миллионы лет породила и довела до совершенства специализированные органы животных и человека, способные воспринимать информацию,
    содержащуюся в различных видах энергии и передаваемую в виде электромагнитных волн (зрение), механических воздействий (кожная чувствительность), химических влияний (обоняние и вкус),
    колебаний давления воздуха (слух). Все перечисленные органы называются органами чувств.
    Интересующая человека информация не всегда представлена именно в том виде, в котором она ему необходима и непосредственно воспринимается его органами чувств. Поэтому
    информацию о мире необходимо не только воспринимать, но и перерабатывать, выделяя в ней то, что скрыто от прямого восприятия. Иногда человеку приходится решать довольно сложные задачи,
    непростым путем извлекая из полученной информации самые нужные сведения. Для этого у них есть такие психологические познавательные процессы, как внимание, воображение, память, мышление и
    речь.
    Первичные, исходные сведения о мире человек получает через ощущения. Они предоставляют человеку сведения о разнообразных свойствах воздействующей на него окружающей средой.
    Восприятие, в отличие от ощущений, воссоздает мир в образах и позволяет человеку целостно представлять окружающие предметы и явления в совокупности многих
    характерных
    для них свойств.
    Ощущения, восприятие, воображение, память относятся к чувствительному познанию человеком окружающего мира. В отличие от них, мышление и речь называют способами
    рационального, или умственного, познания мира. С помощью мышления и речи человек узнает о мире нечто такое, что непосредственно в его ощущениях и восприятии не представлено.
    Поскольку будем оценивать распределение и переключение внимания, а также мышление студентов, то разберем сами эти понятия: "
    внимание
    " и "
    мышление
    Внимание
    проявляется в направленности и сосредоточенности психической деятельности человека. Благодаря вниманию возможна избирательная активность психических
    процессов.
    Основные функции внимания - регулирующая и контрольная. В зависимости от уровней психической регуляции, определяемых параметрами воздействующих стимулов, наличием
    или отсутствием целей и волевых усилий, оно может приобретать вид произвольного, непроизвольного или послепроизвольного внимания.
    Внимание людей отличается силой, широтой и динамикой. К важнейшим его характеристикам относятся: избирательность, устойчивость, концентрированность, распределение и
    переключение.
    Мышление
    относится к высшим познавательным процессам. Высшие познавательные функции - это сложные прижизненно формирующиеся психические процессы. Они социальны по своему
    происхождению, связаны с программированием жизнедеятельности человека посредством постановки целей и задач. В результате чего психическая ориентировка становится произвольной, появляются
    особые виды внимания, памяти, восприятия: произвольное внимание, произвольная память, наблюдение.
    собенность высших психических функций состоит в том, что первоначально они существуют как форма взаимодействия между людьми и лишь позднее, в онтогенезе - как
    внутренний, то есть интрапсихологический процесс. Поэтому мышление, речь и воображение, выполняющие высшие познавательные функции, во многом определяют сознание личности.
    Мышление возникает и развивается вместе с практической деятельностью человека на основе непосредственного чувственного познания. Благодаря мышлению отражаются
    существенные свойства и взаимосвязи предметов и явлений действительности в обобщенном и опосредованном виде.
    зависимости от степени участия в мышлении психических и нейрофизиологических подсистем оно может приобретать наглядно-действенную, наглядно-образную или
    словесно-логическую форму.
    Выделяются последовательные фазы мышления. На первой фазе субъект осознает возникшую проблему, на второй - производит анализ проблемной ситуации и на третьей -
    продуцирует новую информацию в виде гипотез, методов, алгоритмов ее решения и т.п.
    Мыслительный акт завершается контролем, оценкой и рефлексивной проверкой предполагаемых причинно-следственных связей и способов решения проблемы.
    ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
    Оценка распределения и устойчивости внимания
    . Для оценки распределения и устойчивости внимания использована Методика оценки распределения и устойчивости внимания с помощью 25-значных одноцветных цифровых
    таблиц.
    Стимульным материалом к данной методике служат 5 черно-белых цифровых 25-значных таблиц (представленных в Приложении 2). В ячейках этих таблиц в хаотичном порядке
    размещены цифры от 1 до 25.
    Проведение эксперимента с использованием данной методики заключается в
    следующем: испытуемый просматривает первую таблицу, и находит указываемые в ней цифры по порядку от 1 до 25. То же самое повторяется со всеми таблицами. Засекается время нахождения им
    нужных цифр в каждой таблице. Затем находится среднее время результативного прос...

    Забрать файл

    Похожие материалы:


    Добавить комментарий
    Старайтесь излагать свои мысли грамотно и лаконично

    Введите код:
    Включите эту картинку для отображения кода безопасности
    обновить, если не виден код



ПИШЕМ УНИКАЛЬНЫЕ РАБОТЫ
Заказывайте напрямую у исполнителя!


© 2006-2016 Все права защищены