Измененные состояния сознания в системе религиозного опыта

    Дисциплина: Психология
    Тип работы: Курсовая
    Тема: Измененные состояния сознания в системе религиозного опыта

    Министерство образования и науки Украины
    Севастопольский городской гуманитарный университет
    Кафедра психологии
    ИЗМЕНЕННЫЕ СОСТОЯНИЯ
    В СИСТЕМЕ
    РЕЛИГИОЗНОГО ОПЫТА
    Курсовая работа студентки
    Группы
    П-21
    Специальности «Психология»
    Юрхановой Катерины Юрьевны
    Научный руководитель:
    Бадалова Марина Викторовна
    Севастополь – 2005
    СОДЕРЖАНИЕ
    ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3
    ГЛАВА
    . ИЗМЕНЕННЫЕ СОСТОЯНИЯ СОЗНАНИЯ В СИТЕМЕ РЕЛИГИОЗНОГО ОПЫТА
    1.1. Система религиозного опыта и измененные состояния сознания. Виды измененных
    состояний ………………………………………………………5
    1.2. Попытки исследования измененных состояний сознания.…….…12
    ГЛАВА
    . МЕТОДЫ ДОСТИЖЕНИЯ ИЗМЕНЕННЫХ СОСТОЯНИЙ СОЗНАНИЯ В СИСТЕМЕ РЕЛИГИОЗОГО ОПЫТА…………………………...17
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..24
    ЛИТЕРАТУРА...……………………………………………………………………25
    Введение
    Можно с уверенностью сказать, что способность к переживанию измененных состояний сознания
    является одним из основополагающих
    свойств человеческой психики, а соответствующая потребность - одной из базовых человеческих потребностей.
    О феномене изменения состояния сознания во время отправления групповых религиозных ритуалов известно с древних времен.
    Исследования значительного числа разных культур показали, что девяносто процентов из нескольких сот различ­ных обществ (преимущественно первобытные) узаконили несколько измененных
    состояний сознания. Аме­риканский психолог Э. Вейл пришел к заключению, что «желание периодически изменять состояние сознания является нормальной врожденной склонностью, аналогич­
    ной голоду или сексуальному влечению».
    Все больше людей привлекает возможность обнаружения и
    развития
    скрытых возможностей,
    выходящих
    за рамки наличных культурных норм, выйти за границы обычных представлений о себе и мире. Появляется все больше и больше эзотерической литературы, посвященной
    измененным состояниям, разнообразным обрядам и психотехникам. Однако отсутствие научного осмысления
    этих
    возможностей
    в результате
    игнорирования
    их
    большей частью научного сообщества превращает использование таких психотехник в игру
    со многими неизвестными,
    подчас опасную. Необходимы "картографии внутреннего
    пространства",
    опирающиеся
    на
    дальнейшую разработку фундаментальных для психологии вопросов о природе сознания.
    Целью данного исследования являются
    ГЛАВА
    . ИЗМЕНЕННЫЕ СОСТОЯНИЯ СОЗНАНИЯ В СИТЕМЕ РЕЛИГИОЗНОГО ОПЫТА
    1.1. Система религиозного опыта и измененные состояния сознания. Виды измененных состояний
    Один из основателей психологии религии американский философ-
    прагматист Джеимс (1842—1910)
    разработал понятие религиозного опыта, под которым понимал субъективные религиозные феномены
    в различных формах — мистические видения, экстатические состояния
    , экзальтированные созерцания, галлюцинации и проч.[5]
    Иссл
    едование религиозного опыта Джеймса опирается на материалы самонаблю
    дения
    — дневники, автобиографические записки верующих, религиозных мистиков, аскетов, отшельников, ясновидящих и т.д., ведь чтобы понимать какое-нибудь чувство,
    человек должен сам
    ощущать его.
    Арнольд Людвиг сформулировал определение измененного состояния сознания (ИСС) как «любое психическое состояние, вызванное разнообразными
    физиологическими и психологическими маневрами или фармакологическими веществами, которое может субъективно распознаваться самим субъектом (или объективным наблюдателем этого субъекта)
    и весьма отклоняется от подвижного бодрствующего сознания».
    Если рассматривать сознание в виде многомерного пространства, где каждое измерение представляет какую-то грань восприятия
    или чувственного опыта, то различные ИСС можно охарактеризовать как континуум разных измерений. Что касается харизматических групп, то в этот диапазон измерений входят: ощущение
    времени, персональная идентичность, зрительное восприятие и инстинктивные потребности организма. Каждое измерение добавляет полноты персональному состоянию сознания и позволяет
    находить подобия и различия между различными измененными состояниями.
    Можно выделить четыре шкалы ИСС :
    1. Изменение эмоциональных состояний.
    2. Изменение восприятия мира.
    3. Изменение волевого самоконтроля.
    4. Изменения самосознания и самотождественности личности.
    Конкретные трансовые состояния или ИСС можно рас­
    сматривать как суперпозицию соответствующих четырех па
    раметров.
    Изменение эмоциональных состояний психики включа­
    ет в себя как количественные изменения, связанные с из­менением интенсивности обычных эмоций, так и качест­
    венные, связанные с достижением нестандартных эмоциональных состояний.
    В различных древних источниках описываются четыре базовых эмоциональных состояния, причем можно про­
    вести параллели между этими описаниями в разных куль­турах. Так, в индийской традиции выделяют следующие
    состояния
    вира -
    «героическое» состояние, готовность к действию,
    защите других, принятию ответственности;
    бхога -
    удовлетворенность, расслабленно-милостивое
    состояние;
    йога -
    рефлексия и самоуглубленность;
    абхичарика -
    состояние всепоглощающего гнева, по­
    требности в разрушении.
    Данные состояния считались идеальными, их, по пред­
    ставлениям индусов, в чистом виде могли достигать толь­ко боги или великие мудрецы. Однако состояние религи­озного экстаза могло приближаться к одному из этих со­
    стояний.
    Описанная система во многом перекликается с тибетской традицией ваджраяны, в которой подобные состоя­ния соответствовали различным сторонам
    четырехуголь
    ной мандалы, выражавшей психическую жизнь человека.
    Похожие изменения эмоциональных состояний наблю­дали С. Грофф и его последователи в ходе исследования данного феномена. На основании анализа описаний пациентов, которых вводили
    в ИСС с помощью ЛСД, а также интенсивных дыхательных методов (ребефинга, холотропного дыхания и т.д.), С. Грофф установил, что все
    они испытывали сходные эмоциональные состояния. Уче­ный назвал эти состояния четырьмя пренатальными мат­рицами.
    1.Изменения в восприятии окружающих объектов, абстрактные и эстетические переживания и фантазии, характеризующиеся специфической стимуляцией
    сенсорных модальностей -
    кинестетической, слуховой, зрительной.
    2.Биографические, включающие
    комплексы
    эмоционально значимых
    воспоминаний и символические переживания,
    которые можно расшифровать в рамках теоретических схем Фрейда и
    Адлера.
    3.Перинатальные - переживания,
    связанные
    повторным проживанием
    биологического
    рождения
    конфронтацией
    со смертью.
    Этапы рождения и смерти связаны, по Гроффу, в "системы
    конденсированного опыта" - динамические сочетания воспоминаний с сопутствующими им фантазиями из различных периодов жизни человека, объединенные сильным
    эмоциональным зарядом одного и того же качества, интенсивными телесными ощущениями одного и того же типа и другими элементами.
    4.Очень широкий спектр
    трансперсональных
    переживаний, включающий
    архетипические переживания,
    паранормальные явления, глубокие мистические прозрения.
    Известны и другие классификации эмоциональных со­стояний. Так, индийская традиция выделяет 18 б...

    Забрать файл

    Похожие материалы:


    Добавить комментарий
    Старайтесь излагать свои мысли грамотно и лаконично

    Введите код:
    Включите эту картинку для отображения кода безопасности
    обновить, если не виден код



ПИШЕМ УНИКАЛЬНЫЕ РАБОТЫ
Заказывайте напрямую у исполнителя!


© 2006-2016 Все права защищены