Классовая (марксистская) теория происхождения государства и ее современные оценки

    Дисциплина: Культурология
    Тип работы: Курсовая
    Тема: Классовая (марксистская) теория происхождения государства и ее современные оценки

    КУРСОВАЯ РАБОТА
    ТЕМА:
    КЛАССОВАЯ (МАРКСИСТСКАЯ) ТЕОРИЯ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВА И ЕЕ СОВРЕМЕННЫЕ ОЦЕНКИ.
    СОДЕРЖАНИЕ
    Введение
    1. Место марксистской теории происхождения государства
    в системе теорий происхождения государства
    2. Основные положения марксистской теории происхождения государства
    3. Современные оценки марксистской теории происхождения государства
    Заключение
    Литература
    Введение
    Важное значение как в теоретическом, так и в практико-политическом отношении имеет изучение происхождения государства и права.
    Следует заметить, что этот вопрос будоражил воображение не одного поколения людей. Были созданы десятки самых различных
    теорий и доктрин, высказаны сотни, если не тысячи самых различных предположений. Вместе с тем споры о природе государства и права продолжаются и по сей день. Существует множество
    происхождения теорий государства и права, множество различных взглядов на отдельные элементы этой проблемы. Такой плюрализм обусловлен историческими особенностями развития общества,
    своеобразием тех или иных регионов мира, идеологическими приверженностями авторов, задачами, которые они ставят перед собой, и другими причинами.
    Среди теоретиков государства и права никогда не было раньше и в настоящее время нет не только единства, но даже общности взглядов в отношении процесса происхождения государства
    и права. При рассмотрении данного вопроса никто, как правило, не подвергает сомнению такие, например, общеизвестные исторические факты, что первыми государственно-правовыми системами
    в Древней Греции, Египте, Риме и других странах были рабовладельческие государство и право. Никто не оспаривает того факта, что на территории нынешней России, Польши, Германии и ряда
    других стран никогда не было рабства. Исторически первыми здесь возникали не рабовладельческие, а феодальные государство и право.
    Не оспариваются и многие другие исторические факты, касающиеся происхождения государства и права. Однако этого нельзя сказать обо всех случаях, когда речь идет о причинах,
    условиях, природе и характере происхождения государства и права. Над единством или общностью мнений здесь преобладает разнобой.
    В мире всегда существовало и существует множество различных теорий, объясняющих процесс возникновения и развития государства и права. Это вполне естественно и понятно, ибо
    каждая из них отражает или различные взгляды и суждения различных групп, слоев, наций и других социальных общностей на данный процесс. Или - взгляды и суждения одной и той же
    социальной общности на разные аспекты данного процесса возникновения и развития государства и права.
    Целью настоящей работы является анализ марксистской теории происхождения государства. Для достижения указанной цели необходимо последовательно решить ряд задач, а именно:
    - раскрыть место марксистской теории происхождения государства
    в системе теорий происхождения государства;
    - охарактеризовать основные положения марксистской теории происхождения государства;
    - проанализировать современные оценки марксистской теории происхождения государства.
    1. Место марксистской теории происхождения государства в системе теорий происхождения государства
    Существует множество теорий происхождения государства и права. Такой плюрализм научных взглядов обусловлен историческими особенностями развития общества, своеобразием тех или
    иных регионов мира, идеологическими приверженностями авторов, задачами, которые они ставят пред собой. Например, с позиций теологической теории (Ф.Аквинский) возникновение государства
    и права являются проявлением божественной воли, практическим воплощением власти бога на земле. Сторонники договорной теории, или теории естественного права (Спиноза, Т.Гоббс, Д.Локк,
    Ж.-Ж.Руссо, П.Гольбах, А.Н.Радищев) полагали, что государство возникло в результате общественного договора о правилах совместного проживания; существует естественное право, присущее
    человеку от рождения, и это право - высшее право по отношению к праву действующему. Нельзя обойти вниманием и
    марксистскую теорию, согласно которой государство есть результат изменения социально-экономических отношений, способа производства. итог возникновения классов и
    борьбы между ними
    В середине ХIХ в. возникла марксистская теория происхождения государства. Ее основные постулаты изложены в работах К. Маркса и Ф. Энгельса "Немецкая идеология", "Манифест
    Коммунистической партии", в книге Энгельса "Происхождение семьи, частной собственности и государства". Основными причинами происхождения государства основоположники марксизма считали
    раскол общества на антагонистические классы с непримиримыми интересами, что было обусловлено изменениями в экономическом базисе, которые, в свою очередь, привели появлению частной
    собственности. Все это подорвало изнутри родовое общество. Отсюда они определяли государство как результат прежде всего социально-экономических процессов развития общества. В
    государстве власть начинает выражать интересы только одной части населения - экономически господствующего класса, который становится и политически господствующим классом. Государство
    возникает как орудие в руках имущих классов для удержания в повиновении и подавления сопротивления неимущих слоев. Эта роль государства обеспечивается созданием специальных органов
    принуждения (армии, полиции, суда, тюрем и др.).
    Проблемы происхождения государства всегда находились в центре внимания отечественных ученых-правоведов
    ; их изучают и современные ученые, анализируя прежние теории и предлагая свои замечания
    2. Основные положения марксистской теории происхождения государства
    Материалистическая (классовая) теория исходит из того, что государство возникло прежде всего в силу экономических причин: общественного разделения труда, появления прибавочного
    продукта и частной собственности, а затем раскола общества на классы с противоположными экономическими интересами. Как объективный результат этих процессов возникает государство,
    которое специальными средствами подавления и управления сдерживает противоборство этих классов, обеспечивая преимущественно интересы экономически господствующего класса.
    Суть теории заключается в том, что государство явилось на смену родоплеменной организации, а право - обычаям. В материалистической теории государство не навязывается обществу из вне,
    а возникает на основе естественного развития самого общества, связанного с разложением родового строя, появлением частной собственности и
    социальным расслоением общества по имущественному признаку(с появлением богатых и бедных) интересы различных социальных
    групп стали противоречить друг другу. В складывающихся новых экономических условиях родоплеменная организация оказалась неспособной
    управлять обществом. Появилась потребность во властном органе, способном обеспечивать преимущество интересов одних членов общества в противовес интересам других. Поэтому общество,
    состоящее из экономически неравных
    социальных
    слоев, порождает особую организацию, которая поддерживая интересы имущих, сдерживает
    противоборство зависимой ...

    Забрать файл

    Похожие материалы:


    Добавить комментарий
    Старайтесь излагать свои мысли грамотно и лаконично

    Введите код:
    Включите эту картинку для отображения кода безопасности
    обновить, если не виден код



ПИШЕМ УНИКАЛЬНЫЕ РАБОТЫ
Заказывайте напрямую у исполнителя!


© 2006-2016 Все права защищены