Гражданское общество и правовое государство

    Дисциплина: Юриспруденция
    Тип работы: Курсовая
    Тема: Гражданское общество и правовое государство

    ПРАКТИКА СТАНОВЛЕНИЯ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА В РОССИИ
    Реальные демократические преобразования в праве начались со второй половины 80-х годов в годы перестройки, особенно после поражения августовского (1991 г.) путча. Получил общее
    признание принцип "правового государства", были отменены репрессивные, иные реакционные институты и положения, стали развиваться демократическое законодательство, система правосудия
    (созданы Конституционный суд Российской Федерации, Высший арбитражный суд Российской Федерации).
    В октябре 1991г. Верховным Советом Российской Федерации была одобрена концепция судебной реформы, которая направлена на утверждение судебной власти в государственном механизме
    как самостоятельной влиятельной силы, независимой в своей деятельности от властей законодательной и исполнительной.
    Принятая Верховным Советом Российской Федерации в 1991г. Декларация прав и свобод человека и гражданина, исходит из
    того, что государство признает приоритет прав и свобод человека, что соблюдение и защита прав и свобод, чести и достоинства человека - главная обязанность государственной власти.
    Процесс формирования правового государства предполагает создание системы политических, юридических и иных гарантий, которые обеспечивали бы реальность этих
    конституционных положений, равенство всех перед законом и судом, взаимную ответственность государства и личности.
    В качестве одной из важнейших задач, связанной с формированием правового государства, следует рассматривать
    развитие и совершенствование законодательства, формирование новой по существу правовой системы. В последнее время приняты очень многие законодательные акты, создающие основы для
    дальнейшего развития нашего государства как демократического, правового. Это Декларация о государственном суверенитете Российской Федерации, Декларация прав и свобод человека и
    гражданина, закон о гражданстве, закон о собственности, Конституция Российской Федерации,
    Договор об общественном согласии.
    В течении долгих десятилетий в нашей стране действовала однопартийная система, которая исключала возможность
    создания и функционирования легальных оппозиционных партий. Официальной, государственной идеологией являлся марксизм-
    ленинизм. Современное демократическое правовое государство предполагает развитое гражданское общество, в котором взаимодействуют различные общественные организации, политические
    партии, в котором никакая идеология не может устанавливаться в качестве официальной государственной идеологии. Политическая жизнь в правовом государстве строится на основе
    идеологического, политического многообразия (плюрализма), многопартийности. Поэтому одним из путей формирования правового государства, одним из направлений этой работы является
    развитие гражданского общества, выступающим важным звеном между личностью и государством, в котором реализуется большая часть прав и свобод человека; утверждение принципов
    политического плюрализма.
    Необходимым фактором, определяющим во многом успех многих преобразований в государственной и политической жизни
    нашего общества, является уровень политической и правовой культуры в обществе. Уважение и соблюдение конституции, закона всеми членами, всеми должностными лицами - неотъемлемая черта
    демократического государства.
    Сейчас на территории распавшегося СССР происходят сложные процессы в развитии государства и права - становление в
    новых "независимых государствах" государственных и правовых систем, соответствующих требованиям современного гражданского общества. Это развитие все более осложняется из-за того, что
    общество переживает жесточайший экономический и социальный кризис, существенно отразившийся на уровне жизни людей и резко высветивший те негативные последствия, которые породила
    тоталитарная система за долгие десятилетия своего господства.
    Реалии сегодняшнего развития общества таковы, что правовые основы и социальная жизнь в России все еще далеки от
    совершенства. Поэтому одной из первоочередных задач в России есть создание правового общества.
    СИСТЕМА РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ В ПРАВОВОМ
    ГОСУДАРСТВЕ
    Основным принципом организации
    деятельности
    правового государства является разделение властей. Это принцип разделения власти между законодательными,
    исполнительными и судебными органами государства.
    Данный принцип означает,
    что ни одному из государственных органов
    не
    принадлежит
    вся
    государственная власть в полном объеме. Каждый из них осуществляет только свою, присущую ему функцию и не имеет
    права
    подменять
    деятельность другого органа.
    Такое
    разграничение
    направлено на то,
    чтобы удержать власть от возможных
    злоупотреблений
    не
    допустить возникновения тоталитарного управления государства,
    не связанного правом - вместе с тем,
    если одна из трех
    ветвей (отраслей государственной власти) не выйдет на первое место, то государственный механизм будет поражен постоянной борьбой между ними за фактическое
    верховенство
    превратится
    силу не движения и развития, а торможения.
    Поэтому верховное
    положение
    занимает законодательная власть,
    поскольку
    именно она облекает в закон основные направления внутренней и внешней политики, обеспечивает верховенство закона в обществе. Исполнительная власть в лице своих
    органов занимается непосредственной реализацией
    правовых норм, принятых законодателем. Судебная же власть призвана охранять право, правовые устои государственной и общественной жизни от любых нарушений, кто бы
    их не совершал.
    Правосудие в правовом
    государстве
    осуществляется
    только судебными органами.
    Государственная власть в правовом государстве не является абсолютной. Это обусловлено не только господством права, связанностью государственной власти правом, но и тем, как
    организована государственная власть, в каких формах и какими органами она осуществляется. Здесь необходимо обратиться к теории разделения властей. Согласно этой теории смешение,
    соединение властей (законодательной, исполнительной, судебной) в одном органе, в руках одного лица чревато опасностью установления деспотического режима, где невозможна свобода
    личности. Поэтому для того, чтобы предотвратить возникновение авторитарной абсолютной власти, не связанной правом эти ветви власти должны быть разграничены, разделены,
    обособлены.
    С помощью разделения властей правовое государство организуется и функционирует правовым способом: государственные органы действуют в рамках своей компетенции, не подменяя друг
    друга; устанавливается взаимный контроль, сбалансированность, равновесие во взаимоотношениях государственных органов, осуществляющих законодательную, исполнительную и судебную
    власть.
    Принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную означает, что каждая из властей
    действует самостоятельно и не вмешивается в полномочия другой. При его последовательном проведении в жизнь исключается всякая возможность присвоения той или иной властью
    полномочий другой.
    Принцип разделения властей становится жизнеспособным, если он еще и обставляется системой "сдержек и противовесов" властей. Под...

    Забрать файл

    Похожие материалы:


    Добавить комментарий
    Старайтесь излагать свои мысли грамотно и лаконично

    Введите код:
    Включите эту картинку для отображения кода безопасности
    обновить, если не виден код



ПИШЕМ УНИКАЛЬНЫЕ РАБОТЫ
Заказывайте напрямую у исполнителя!


© 2006-2016 Все права защищены