Социально-психологические особенности профилактики правонарушений среди школьной молодежи

    Дисциплина: Педагогика
    Тип работы: Курсовая
    Тема: Социально-психологические особенности профилактики правонарушений среди школьной молодежи

    МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
    Белорусский государственный педагогический университет имени М.Танка.
    Факультет социальной педагогики и практической психологии.
    Кафедра социальной педагогики и профессионального мастерства.
    тема :“Социально-психологические особенности профилактики правонарушений среди школьной молодежи”
    Степановой Николаевны
    студентки 421 группы
    очного отделения.
    Научный
    Тесля Алина Ивановна кандидат педагогических наук,доцент.
    Минск 2001
    Содержание
    Введение
    Глава 1.Теоретические основы совершения правонарушений школьной молоджью.
    1.1.Основные факторы,влияющие на совершение правонарушений школьной молодежью.
    1.2.Социально-педагогиеские и психологические характеристики несовершеннолетних правонарушителей.
    Глава 2.Социальные условия организации профилактики правонарушений в школе.
    2.1.Анализ необходимости создания центра для осуществления профилактики правонарушений среди школьной молодежи.
    2.2.Моложежный центр как модель оказания комплексной помощи школьной молодежи с девиантным поведением.
    Заключение.
    Список литературы.
    Приложение.
    1.2.Социально-педагогические и психологические характеристики несовершеннолетних правонарушителей.
    По мнению многих авторов эта возростная группа (14-17лет) харак-теризуется рядом особенностей и изменений,которые способствуют совер-шению противоправных действий.Хотя в
    периодизациях психофизиологи-ческого развития старший подростковый (14-15лет) и младший юношеский (16-17лет)возроста относят к разным возрастным периодам,в периодизации социального
    развития оба они обозначаются как ‘маргинальный период со-циализации’.Это обьясняется сходством процессов,которые характеризуют социальное созревание индивида в это время,совпадением
    механизмов,ин-ститутов,способов социализации и т.п.[ ].Юристы также выделяют этот возраст,употребляя понятие ‘несовершеннолетний’ в отношении лиц 14-17 лет.Это связано
    с тем, что молодые люди в этом возрасте уже характеризу-ются определенным социальным статусом,гражданскими правами и обя-занностями,закрепленными в законодательных актах.Однако,в
    отличае от взрослых,степень их социальных прав и ответственности еще ограничен[ ].
    Говоря о школьной молодежи как о 'группе повышенного риска' в плане совершения ими правонарушений,мы считаем необходимым рассмотреть основные причины этого,связанные с особенностями
    возростных из-менений.И.С.Кон,который занимался изучением данного возроста,выделил следующие причины:
    1. Внутренние трудности переходного возраста,начиная с психогормональных изменений и заканчивая формированием и перестройкой 'Я-концепции'.Т.е. в
    физиологическом плане у подростка наблюдается 'гормональная буря',вызванная повышенной активностью эндокринной системы и проявляющаяся в повышенной возбудимости, эмоциональной
    неустойчивости,неадекватных эмоциональных реакциях,непредсказуемости настроений, раздражительности.Это может вызывать трудности во взаимоотношениях,конфликты,ссоры, вербальную и другие
    виды агрессии, различные виды девиантного поведения.В этом возрасте происходит также половое созревание,которое вызывает серьезные проблемы в сфере взаимоотношений полов и может служить
    толчком к асоциальным проявлениям в сексуальной жизни подростка.А возникшее желание найти признание у противоположного пола иногда приводит к использованию в этом деле аморальных и т.п.
    способов и приемов.Бурный рост, изменения в организме (внешние и внутренние) влекут за собой изменения в психике.В связи с этим может возникнуть синдром дисморфобии[ ],когда
    собственный физический недостаток(зачастую придуманный) ясно осознается и фрустрирует личность.Под действием синдрома возникают характерологические изменения,которые вызывают проблемы в
    общении и адаптации.А,как уже говорилось ранее,дезадаптация-одна из основных причин формирования противоправного поведения.Ряд комплексов неполноценности, формирующихся под влиянием
    синдрома дисморфобии,приводит к возникновению у подростка неуверенности в себе,усилению его убеждаемости,снижению самооценки и вызывает появление ряда негативных качеств,отрицательно
    влияющих на формирование устойчивой позитивной ' Я-концепции '[ ].Важность ее создания неоспорима.Это подтверждают и исследования Е.Н.Голубевой,согласно которым
    «главная трудность в перевоспитании даже несовершеннолетних правонарушителей не в том,что подросток не хочет исправиться или не понимает,что надо жить честно,а в том,что они порой
    не могут этого сделать из-за наличия уже сформировавшейся и достаточно инертной системы негативных ценностей,оцениваемых обществом как аморальные»[ ].Необходимо
    заметить,что сам процесс формирования самосознания в этом возрасте также существенным образом изменяет характер взаимоотношений с окружающими людьми, вызывает проявление выраженного
    стремления к самостоятельности,эмнсипации, атономности от взрослых,обостренной критичности к ним и всему,что они предлагают,что порождает конфликты и отторжение ценностей общества
    (взрослых).С другой стороны, проявляется стремление к общению со сверстниками,повышенное внимание к их мнению,потребность всамоутверждении в этой среде[ ]. Значимой
    становится референтная группа, возможное влияние которой мы рассматривали в предедущей главе.
    2. Статусно-ролевая неопределенность и пограничность социального положения несовершеннолетнего.Она характеризуется тем,что по биологическим данным
    подросток/юноша достигает параметров взрослого человека,а его социальные и психологичесие возможности ограничены (т.е. у него почти отсутствует жизненный опыт,не сложилось
    мировоззрение,не сформированы защитные механизмы и стратегии адаптации,нет в наличии форм и механизмов поведения необходимого для разрешения многочисленных внешних и внутренних
    конфликтов и т.п.)[ ].Таким образом,можно говорить о том,что они уже не дети,но,в то же время,еще и не взрослые.Это вызывает несоответствие между уровнем притязаний и
    его психологическими возможностями.Стремление преодолеть это противоречие может приводить к принятию внешних атрибутов взрослости таких,как курение,сквернословие,употребление спиртных
    напитков и т.д.,вплоть до совершения преступлений и правонарушений.С другой стороны,желание казаться взрослым,самостоятельным, эмансипированность школьной молодежи заставлиет их
    подвергать критике или вовсе отвергать нормы поведения и ценности,предлагаемые старшим покалением[ ].
    3. Противоречия,обусловленные перестройкой механизмов социального контроля.Имеется в виду, что «детские формы контроля, основанные на соблюдении внешних
    норм,послушания,уже не действуют;а взрослые способы,предполагающие сознательную дисциплину и самоконтроль,основанные на внутренних нормах,еще не сложились или не
    окрепли»[
    Хотелось бы отметить еще ряд качеств,свойственных данному возрасту и оказывающих влияние на возможность совершения асоциальных действий.К ним относится,например,подростковое
    упрямство,природе кото-рого еще не нашли объяснения.Наличие этого качества вызывает у взрослых негативные эмоции,может приводить к конфликту и наказанию пдростка. Эт...

    Забрать файл

    Похожие материалы:


    Добавить комментарий
    Старайтесь излагать свои мысли грамотно и лаконично

    Введите код:
    Включите эту картинку для отображения кода безопасности
    обновить, если не виден код



ПИШЕМ УНИКАЛЬНЫЕ РАБОТЫ
Заказывайте напрямую у исполнителя!


© 2006-2016 Все права защищены