Современный газетный заголовок. Работа с заголовком на уроках русского языка в школе

    Дисциплина: Педагогика
    Тип работы: Курсовая
    Тема: Современный газетный заголовок. Работа с заголовком на уроках русского языка в школе

    министерство образования российской федерации
    Смоленский Государственный Педагогический Университет
    кафедра журналистики и зарубежной литературы
    «Современный газетный заголовок. Работа с заголовком на уроках русского языка в школе».
    Квалификационная работа
    Студентки 52 группы
    филологического факультета
    Глазуновой
    Любови Владимировны
    Научный руководитель:
    доцент
    Ливанова М.В.
    Смоленск 2003 г.
    Содержание:
    TOC o "1-3" h z u
    Введение.
    PAGEREF _Toc43376577 h
    Глава
    . Связь заголовка с текстом.
    PAGEREF _Toc43376578 h
    Глава
    . Заголовок как самостоятельная речевая единица.
    PAGEREF _Toc43376579 h
    Глава
    . Средства выразительности в заголовках.
    PAGEREF _Toc43376580 h
    Глава
    . Дезориентирующие заголовки.
    PAGEREF _Toc43376581 h
    Глава
    . Работа над заголовком на уроках русского языка в школе.
    PAGEREF _Toc43376582 h
    Заключение.
    PAGEREF _Toc43376583 h
    Литература:
    PAGEREF _Toc43376584 h
    Введение.
    Французский ученый, философ и писатель Паскаль заметил: “Я пишу длинно, потому что у меня нет времени писать коротко”. В этом
    парадоксальном заявлении глубокий смысл, потому что небрежность, беспомощность автора обычно приводит к многословию, а краткость и ясность формулировок достигаются
    в результате
    напряженной работы со словом.
    Максим Горький, рассказывая о труде писателя, подчеркивал, что лаконизм, как и точность словоупотребления, дается нелегко: “Крайне трудно найти точные слова и поставить их так, чтобы
    немногим было сказано много, чтобы
    словам было тесно, мыслям просторно”.
    Экономное, точное выражение мысли – важнейшее требование стилистика. Особенно важна яркость и точность для заголовка, ведь заголовок – первое, с чем сталкивается читатель газеты,
    первое, на что обращает внимание, просматривая газетную полосу, по заголовкам ориентируются в содержании газеты.
    Заголовок является первым сигналом, побуждающим нас читать газету или отложить ее в сторону. Предваряя текст, заголовок несет определенную информацию о содержании публицистического
    произведения. В то же время заглавие газетной полосы, газетного номера имеют эмоциональную окраску, возбуждающую читательский интерес, привлекающую внимание. Исследование психологов
    показали, что около 80% читателей уделяют внимание только заголовкам. Поэтому так важно журналисту выбрать заголовок для своей публикации. В нескольких словах, одним предложением нужно
    не только передать основной смысл статьи, ее содержание, но и привлечь, заинтересовать читателя, однако не стоит забывать, что не все меры здесь хороши. Очень часто под сенсационными и
    крикливыми заголовками ничего не стоит. Читатель разочаровывается не только в отдельной статье или публикации, но и в издании в целом. Не стоит ради красивого и громкого словца
    рисковать доверием
    читателя. Заголовок – лицо всей газеты, он влияет на популярность и приобретаемость издания.
    В знаменитом словаре В.И. Даля о заголовке
    сказано, что это “выходной лист, первых листок книги или сочинения, где означено название его”. Заголовок
    обозначает также название отдела, главы книги, а в деловых бумагах означение в начале листа ведомства, место, откуда и куда бумага идет. Это широкое понятие
    заголовка.
    В словаре С.И. Ожегова заглавие определено несколько уже – как название какого-либо произведения (литературного, музыкального), или отдела его частей, как заглавие литературного
    произведения, той или иной степени раскрывающее его содержание.
    Безусловно, произведенные определения верны и для газетного заголовка, поскольку он является частью общего понятия “заглавие”, но газетный заголовок имеет свою специфику. Он живет на
    газетной странице, следовательно, отражает характерные особенности газеты. Многие газетные заголовки в краткой спрессованной форме отражают
    сущность происходящих событий. Главным, глубоким и бесценным источником для заголовков служит сама жизнь. Нужно выбирать самое яркое, убедительное и
    интересно преподносить.
    Для этого в заголовке могут использоваться все известные лексические и синтаксические средства выразительности. Могут возникать экспрессивные заглавия, созданные на основе
    переносного значения слов, окрашенной лексики, синонимов и антонимов. В заголовке могут использоваться пословицы, поговорки, фразеологизмы, названия известных песен, кинофильмов, пьес,
    цитаты из этих произведений, разговорные элементы, фонетические и морфологические средства выразительности.
    Таким образом, изучение структуры заглавия тесно связано с изучением различных разделов науки о языке: синтаксисом, морфологией, лексикологией, фонетикой и фразеологией. Это дает
    возможность работать над заглавием в школе не только на
    специальных уроках развития речи, но и на уроках других типов при изучении вышеперечисленных языковых разделов.
    В море прессы читатель остановит свой взгляд на заинтересовавшем его заголовке. Кого-то привлекут броские заголовки с малоиспользуемой лексикой-жаргоном, кого-то двусмысленные и
    многообещающие заголовки, построенные на многозначности слов, кого-то заинтересуют простые, серьезные и информативные заглавия. Каждый выберет издание себе по вкусу.
    Есть газеты универсальные, в которых встречаются самые разнообразные заглавия от пошлых и низкопробных до серьезных, тревожных, заставляющих читателя остановиться и задуматься. К
    таким универсальным газетам относится “Комсомольская правда”, а особенно ее пятничный выпуск, любовно и ласково именуемый “Толстушкой”.
    “Комсомольская правда”
    - газета, которую можно читать всю неделю и всей семьей. “Толстушка” – итог всех номеров недели. В нее входят самые интересные статьи недели, главные события страны,
    новости из-за рубежа. Пятничный выпуск предполагает вечер выходного дня с газетой в руках. Толстушка рассказывает обо всем: о новостях
    политики, о шоубизнесе, о новинках моды, рассказывает о забавных и интересных случаях из жизни простого народа и просто сплетничает о богеме.
    Поэтому аудитория ее читателей разнообразна и пестра по своему составу: это люди разного возврата, разной профессии, разной национальности. Цена “толстушки” приемлема для студентов и
    пансионеров.
    Каждый найдет для себя что-нибудь интересное. Женщины почитают о том, что модно в нынешнем сезоне, мужчины обратятся к новостям спорта, детям будет интересна
    страничка “Окно в природу”, бабушки и дедушки прочитают политические заметки и заметки о музыкальных и театральных тусовках. Но прежде все они прочтут заголовок.
    Предметом исследования данной квалификационной
    работы является современный газетный заголовок и возможность работы с ним на уроках русского языка в школе. Цель работы – привлечь внимание учителя к возможностям,
    которые открывает ему работа с газетной статьей и газетным заголовком в школе. Поскольку учащиеся в будущем (а возможно, уже и в настоящем)
    – читатели
    газет и журналов, задача учителей-словесников – научить их ориентироваться в море современной прессы и быть грамотными читателями.
    В работе будут рассмотрены заголовки, выбранные нами из публикаций “Комсомольской правды” («Толстушка») в период с 24 де...

    Забрать файл

    Похожие материалы:


    Добавить комментарий
    Старайтесь излагать свои мысли грамотно и лаконично

    Введите код:
    Включите эту картинку для отображения кода безопасности
    обновить, если не виден код



ПИШЕМ УНИКАЛЬНЫЕ РАБОТЫ
Заказывайте напрямую у исполнителя!


© 2006-2016 Все права защищены