Педагогические основы проектирования вузовских технологий обучения

    Дисциплина: Педагогика
    Тип работы: Курсовая
    Тема: Педагогические основы проектирования вузовских технологий обучения

    В процессе обучения и научного поиска формируются знания, навыки и
    умения, происходит всестороннее интеллектуальное развитие
    личности обучающихся и их мировоззрения. Все это происходит через главную сферу -
    умственную деятельность студентов: ощущение, восприятие, представления, осмысливание, запоминание и другие психические процессы. В результате мыслительного
    функционирования все это анализируется, синтезируется путем гармоничного действия
    высшей нервной деятельности человека. На основе этой деятельности создается система обучения, объединяющая содержание и форму научного познания, устанавливающая связи
    и отношения между предметами и явлениями объективного мира.
    Условием построения теории обучения в высшей школе является взаимосвязь трех формирующих начал:
    накопление опытного эмпирического материала исходя из оценки практики учебного процесса, его типизации, классификации и группировки;
    установление эмпирических связей и элементов, составляющих учебный процесс;
    формирование теоретических, обобщенных, объективных отношений, составляющих учебный процесс, выявление их причин и развития.
    Взаимосвязь этих начал обеспечивает теории обучения содержательную основу, достаточную научную определенность и объективность.
    Обучение, учебный процесс, мыслительная деятельность и ее развитие-это понятия неразрывные по существу и по форме.
    Это относится и к самому широкому
    понятию образования, и к любому конкретному факту обучения.
    Весьма существенным является также и то обстоятельство, что обучение происходит направленным, организованным путем.
    А это значит, что сам процесс обучения как процесс мыслительного развития требует опоры на основополагающие данные науки о функциях и природе мышления, опоры на физиологию
    высшей нервной деятельности и психологию. То есть, теория обучения должна находиться в самой тесной связи с психофизиологией и психологией учения. Это требует от
    преподавателей обращения к активной психической деятельности студентов, влияющей на развитие их творческой мыслительной работы, обоснованного психологического подхода к каждому
    занятию и, что особенно важно, умению моделировать студенческую аудиторию, управлять ее познавательной деятельностью.
    Педагогический смысл связи теории обучения в высшей школе с закономерностями психофизиологии и психологии
    заключается главным образом в обосновании путей всестороннего развития творчески мыслящей и творчески действующей личности специалиста высшей квалификации. Это обоснование требует
    предварительного рассмотрения некоторых общих связанных между собой понятий учения о высшей нервной деятельности и психологии. К таким понятиям, прежде всего, относятся сознание,
    мышление, разум и психика.
    Сознание в психофизиологии рассматривается как свойство человека отражать действительность в ощущениях,
    восприятиях, представлениях, представлениях, суждениях и понятиях. Сознание позволяет нам оценивать и устанавливать взаимоотношения людей друг с другом, окружающей средой и
    совершенствовать его в процессе многообразной деятельности. Сознание человека в значительной мере индивидуально и самостоятельно, оно позволяет нам воображать, изобретать, обобщать
    явления и события, строить догадки и предположения и т.д. Сознание человека отражает субъективный образ объективного мира в определенном творческом представлении.
    Мышление
    - это свойство мозга человека, особым образом организованной материи, отражать объективную действительность в понятиях, суждениях, образах обобщенных представлений. Мышление и его
    развитие имеют неразрывную связь с трудовой деятельностью и языком людей. Для мышления свойственны такие процессы, как анализ и синтез, гипотетический поиск, абстракция, формулирование
    понятий и законов, доказательств, умозаключений, моделирование и т. д. К мышлению активно примыкает понятие «разум» - активный процесс мышления, характеризующий глубокое понимание
    явлений окружающего мира, путей и форм их развития.
    Психика – специфическая функция мозга человека, обеспечивающая его многообразное приспособление к изменяющимся
    условиям окружающей действительности. Психические функции включают оперирование ощущениями, восприятием, представлениями, чувствами и мыслительной деятельностью. Психика, так же как
    сознание, выражает субъективный образ объективного мира, понятие психики шире понятий сознания и мышления, так как психика рассматривает не только сознательное, но чувственное и
    подсознательное.
    В высшей школе наиболее существенными прикладными задачами
    психологии являются:
    психологическое обоснование путей приобретения знаний и навыков;
    организация и управление процессами мыслительной и трудовой деятельности;
    психологическое обоснование путей совершенствование методов преподавания;
    обоснование особенностей возрастного развития студентов;
    оценка психических свойств студента;
    выявление и развитие индивидуальных творческих особенностей и склонностей студентов;
    оценка душевного и морального состояния студентов.
    Выявление закономерностей психологической теории обучения в высшей школе теснейшим образом связано с рассмотрением особенностей психологии студенческого возраста (в среднем
    17-23 года). Это возраст расцвета физического и умственного развития человека. Но расцвет - еще не зрелость.
    С приближением зрелости происходит непрерывное нарастание работоспособности, динамики активной деятельности, продуктивности. В
    то же время моменты повышения динамики одной функции сменяются моментами понижения других функций. В этом возрасте наблюдается развитие вербального интеллекта,
    динамичность возбуждения. Повышается уровень наблюдательности и общая культура наблюдения. Совершение действий, поступков преобладает над их обоснованием. В этом возрасте характерны
    проявление максимализма, стремление к скорейшему проявлению себя в сложных жизненных ситуациях без достаточно глубокой оценки вероятных последствий совершенных поступков, эгоцентризм.
    Наблюдается безразличное отношение к опыту других людей, советы, замечания, указания старших воспринимаются как необоснованное вторжение в личную жизнь. Характерно стремление к
    независимости, самостоятельности, увлечение новым (не всегда прогрессивным). Наряду с самоуверенностью возникает неуверенность в своих возможностях, что часто проявляется в развязности,
    небрежности, негативизме и даже в агрессивности. В этом возрасте весьма заметны мотивы товарищества и дружеской солидарности.
    Наряду с любознательностью, стремлением к новому, проявлением интереса к определенной деятельности и области знаний
    имеет место отрицание и скептицизм как следствие поверхностных взглядов. Категоричность мнений в этом возрасте легко может измениться, особенно под влиянием «авторитетных»
    друзей.
    Возраст 17-23 года наиболее плодотворный для формирования знаний, научного и профессионального развития,
    совершенствования всесторонней мыслительной культуры.
    Наряду с возрастными особенностями необходимый интерес представляет оценка
    свойств личности по темпераменту.
    Среди студентов, как и вообще среди л...

    Забрать файл

    Похожие материалы:


    Добавить комментарий
    Старайтесь излагать свои мысли грамотно и лаконично

    Введите код:
    Включите эту картинку для отображения кода безопасности
    обновить, если не виден код



ПИШЕМ УНИКАЛЬНЫЕ РАБОТЫ
Заказывайте напрямую у исполнителя!


© 2006-2016 Все права защищены