Особенности изучения темы «Текст» по учебникам М.С. Соловейчик и Т.Г. Рамзаевой

    Дисциплина: Педагогика
    Тип работы: Курсовая
    Тема: Особенности изучения темы «Текст» по учебникам М.С. Соловейчик и Т.Г. Рамзаевой

    министерство
    образования и науки российской федерации
    федеральное агентство по образованию
    Псковский государственный педагогический университет им. С.М. Кирова
    Кафедра методики гуманитарного начального образования
    Студентка
    курса
    факультета начального образования
    очного отделения
    специальность «Педагогика и методика начального образования»
    Ефимова Елена Александровна
    КУРСОВАЯ РАБОТА
    Особенности изучения темы «Текст»
    по учебникам М.С. Соловейчик и Т.Г. Рамзаевой
    Научный руководитель:
    старший преподаватель кафедры МГНО
    Блохина Галина Викторовна
    Псков
    2006
    Содержание.
    Введение
    Глава
    I. Общее понятие «Текст»
    §1. Проблемы изучения лингвистики
    текста.
    §2. Информационно-структурные характеристики текста.
    §3. Единицы текста. Макротекст. Микротекст.
    §4. Типы текстов.
    Выводы по
    I главе.
    Глава
    II. Изучение темы «Текст» по учебникам Марины Сергеевны Соловейчик и Тамары Григорьевны Рамзаевой.
    §1. Анализ содержания темы «Текст» по учебникам М.С. Соловейчик и Т.Г. Рамзаевой.
    §2. Методика работы с текстом по учебникам М.С. Соловейчик и Т.Г. Рамзаевой.
    §3. Из опыта работы с текстом.
    Выводы по
    II главе.
    Заключение.
    Список литературы
    Введение.
    Тема нашего курсового исследования «Особенности изучения темы «Текст» по учебникам М.С. Соловейчик и Т.Г. Рамзаевой».
    Работа по развитию связной речи школьников традиционно опиралась на взаимосвязь репродуктивной
    и продуктивной деятельности – дети проходили путь от воспроизведения чужого текста к созданию собственного, от изложения к сочинению. Долгое время тексту отводилась
    роль образца для подражания.
    В настоящее же время обучение русскому языку в начальной школе приобретает всё более чёткую коммуникативно-речевую направленность. Это обусловлено одной из ведущих задач обучения
    родному языку – подготовкой учащихся к полноценному речевому общению в устной и письменной форме.
    Основополагающими компонентами «готовности» к речевому общению младших школьников являются, во-первых, достаточные фактические знания об окружающей действительности, во-вторых,
    владение языковыми знаниями и умениями, в-третьих, владение речеведческими сведениями и речевыми умениями (способами деятельности), обеспечивающими адекватное восприятие речи,
    воспроизведение высказываний и создание собственных. Взаимодействие языкового образования и речевого развития школьника выступает, таким образом, в качестве одного из важных
    методических условий реализации коммуникативно-речевой направленности обучения родному языку. Данный вопрос актуален для школы и в определённой степени решается с помощью учебников по
    русскому языку. Речевая направленность обучения языку находит отражение как в содержании учебников, так и в методическом аппарате.
    В нашей курсовой работе мы рассмотрим такие понятия как текст, информационно-структурные характеристики текста (признаки текста), макротекст и микротекст, типы текстов.
    Также попытаемся проанализировать содержание учебников по теме «Текст» и методику работы с текстом.
    Цель нашего курсового исследования: проанализировать содержание темы «Текст» по учебникам Марины Сергеевны Соловейчик и Тамары Григорьевны Рамзаевой.
    Объект – содержание темы «Текст».
    Предмет – методика работы с текстом.
    Задачи: 1. изучить теоретическую и методическую литературу;
    3.проанализировать учебники по русскому языку по теме исследования.
    Для решения поставленных задач использованы следующие методы исследования:
    изучение учебно-методической литературы по теме;
    изучение и обобщение передового опыта;
    Структура работы: введение;
    Две главы(7 параграфов);
    Выводы по главам;
    Заключение;
    Список литературы.
    Глава 1. Общее понятие «текст».
    §1. Проблемы изучения лингвистики текста.
    Изучение закономерностей, связанных с семантической и структурной организацией текстов выросло в последние десятилетия в отдельную отрасль лингвистики.
    Теория текста сложилась как научная дисциплина во второй половине
    века на пересечении ряда наук – информатики, психологии, лингвистики, риторики и др. несмотря на общие междисциплинарные пересечения, в настоящее время теория текста обладает
    собственным онтологическим статусом.
    Текст изучается такой языковедческой наукой, как лингвистика текста- дисциплина, которая ставит своей задачей выявление общих закономерностей, касающихся текста в целом. При
    этом текст понимается как языковая дисциплина.
    О.И. Москальская пишет: « За три десятилетия современная лингвистика текста прошла несколько этапов развития, и в ней произошла значительная эволюция как самого понятия «текст»,
    так и подхода к тексту».
    10,С. 7
    этап развития современной лингвистики текста- 40-50- е годы. Понятие «текст» в это время развивается в рамках теории синтаксиса как учение о сложных синтаксических целых, то есть
    с позиций собственно лингвистического подхода. Исследования эти чаще всего ведутся на материале художественной речи с учётом индивидуального стиля писателя и нередко связываются с
    задачами развития культуры речи, а также с традиционными чисто практическими нуждами, разрешение которых было просто невозможно без выхода за пределы предложения, в частности, с
    практическим изучением пунктуации целого текста, с обучением младших школьников связной речи посредством сочинений, изложений.
    Одновременно идея выхода «за пределы предложения», однако
    без последовательной ориентации на членение текста, разрабатывается и за рубежом, в исследованиях немецких, американских и других лингвистов.
    этап- 60-70- е годы. Лингвистика текста выделяется в самостоятельную лингвистическую дисциплину. Стремительное её развитие, характерное для второй половины 60-70-х годов, связано
    уже с целым комплексом изменений в лингвистических ценностях, задачах и позитивных программных установках, а также с возникновением ряда новых теоретических идей и проблем и с
    необходимостью их разрешения. Текст уже рассматривается как единица знаковой системы языка.
    этап- конец 70–80-ых годов. Внимание исследователей переключается на целый текст, который превращается в интродисциплинарный
    объект изучения. Это определяет новое понимание текста и новый подход к нему.
    Особенностью
    -его этапа развития лингвистики текста является то, что в её составе чётко выделились две единицы, два объекта исследования: 1) микротекст (например, сложное синтаксическое целое)
    и 2) макротекст (законченное речевое произведение). С каждой из названных единиц связан соответствующий круг проблем и соответствующий понятийный аппарат.
    Трудности изучения текста связаны, с одной стороны, с многообразием типов текстов, с другой стороны, с тем что очевидные элементы грамматической и даже лексико-грамматической
    организации могут отсутствовать и связь между предложениями- компонентами текста нередко осуществляется только на смысловой основе.
    Наиболее актуальными проблемами современной лингвистики текста являются следующие: проблема изучения структурно-семантической и коммуникативно-смысловой организации целого
    текста, проблема установления его формальных и содержательных грамматических ...

    Забрать файл

    Похожие материалы:


    Добавить комментарий
    Старайтесь излагать свои мысли грамотно и лаконично

    Введите код:
    Включите эту картинку для отображения кода безопасности
    обновить, если не виден код



ПИШЕМ УНИКАЛЬНЫЕ РАБОТЫ
Заказывайте напрямую у исполнителя!


© 2006-2016 Все права защищены