Использование дидактических игр для ознакомления детей старшего дошкольного возраста

    Дисциплина: Педагогика
    Тип работы: Курсовая
    Тема: Использование дидактических игр для ознакомления детей старшего дошкольного возраста

    Введение
    Развитие личности в старшем дошкольном возрасте характеризуется
    освоением новых знаний, появлением новых качеств, потребностей. В этом возрасте формируются все стороны личности ребенка: интеллектуальная, нравственная,
    эмоционально-волевая.
    Развитие старших дошкольников осуществляется в процессе разнообразной деятельности ребенка со взрослыми и в коллективе сверстников.
    Особая роль в связи с этим отводится игровой деятельности, в частности дидактическим играм.
    По мнению ряда авторов,
    основная особенность дидактических игр определена их названием: это игры обучающие. Они способствуют развитию познавательной деятельности, интеллектуальных
    операций, представляющих собой основу обучения. Но ребенка привлекает в игре не обучающая задача, которая в ней заложена, а возможность проявить активность, выполнить игровое
    действие, добиться результата, выиграть. Однако если участник игры не овладеет знаниями, умственными операциями, которые определены обучающей задачей, он не сможет успешно выполнить
    игровые действия. Возможность обучать маленьких детей посредством активной интересной для них деятельности – отличительная особенность дидактических игр.
    Традиция широкого использования дидактических игр в целях воспитания и обучения детей, сложившаяся в дошкольной педагогике, получила
    свое развитие в трудах ученых и многих педагогов.
    Автор одной из первых педагогических систем дошкольного воспитания Фридрих Фребель был убежден, что задача первоначального
    образования состоит не в учении в обыкновенном смысле этого слова, а в организации игры. В разработанную Фридрихом Фребелем
    систему дидактических игр вошли игры с разными игрушками, материалами (мячом, кубиками, шарами, цилиндрами и прочим). Обязательным элементом большинства
    дидактических игр были стихи, песни, рифмованные сказки, написанные
    Фребелем.
    Е.И.Тихеева, автор одной из первых отечественных педагогических систем дошкольного воспитания, заявила о новом подходе к
    дидактическим играм. По мнению Тихеевой они (дидактические игры) являются лишь одним из компонентов воспитательно-образовательной работы с детьми наряду с чтением, беседой,
    рисованием, пением, гимнастикой, трудом. Обучающие задачи в предлагаемых Е.И. Тихеевой играх выходят за рамки упражнения внешних чувств, сенсорики ребенка. Они предусматривают
    формирование мыслительных операций (сравнение, классификация, обобщение), совершенствование речи (обогащение словаря, описание предметов, составление загадок), развитие умения
    ориентироваться в расстоянии, времени, пространстве. Решение этих задач (развитие памяти, внимания, коммуникативных умений) потребовало изменения содержания игр, расширения арсенала
    дидактических материалов. Содержанием дидактических игр стала окружающая жизнь со всем богатством мира природы, социальных связей, рукотворных предметов. Тихеева разработала
    дидактические материалы, настольные печатные игры, которые и сегодня используются в дошкольных учреждениях.
    В советской педагогике система дидактических игр была создана в 60-е годы в связи с разработкой норм сенсорного воспитания. Её
    авторами являются известные педагоги и психологи: Л.А.Венгер, В.Н.Аванесова и другие. Аванесова считала дидактическую игру важным средством образовательной работы.
    Венгер разработал систему дидактических игр по сенсорному воспитанию, которая была направлена на обучение детей точно, полно и
    расчленено воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения (цвет, форма, величина, расположение в пространстве).
    В последнее время поиски ученых
    З.М. Богуславская, О.М. Дьяченко, Е.О.Смирнова и другие идут в направлении создания серии игр для полноценного развития детского интеллекта,
    которые характеризуются инициативностью мыслительных процессов, переносом сформированных умственных действий на новое содержание. В таких играх часто нет
    фиксированных правил, напротив дети ставятся перед необходимостью выбора способов решения задачи.
    В дидактической игре – Богуславская указывала,
    формируется познавательная деятельность ребенка, проявляются особенности этой деятельности. В старшем дошкольном возрасте на базе игровых интересов создаются
    интеллектуальные, у детей формируется умение самостоятельно мыслить, использовать полученные знания в мыслительных операциях: находить характерные признаки, сравнивать, группировать,
    классифицировать предметы, делать правильные выводы и обобщения. Это открывает широкие возможности для развития познавательной активности, так как ребенок в играх не просто выполняет
    требования взрослого, а активно действует.
    Изучив литературу, определила цель и задачи курсовой работы.
    Цель исследования:
    Изучить возможности использования дидактических игр для ознакомления с окружающим детей старшего дошкольного возраста
    Задачи исследования:
    1.Проанализировать содержание дидактических игр в старшем дошкольном возрасте.
    2.Выявить специфику руководства дидактическими играми старших дошкольников.
    3.Показать роль наглядного материала в организации дидактических игр.
    Объект
    исследования.
    Дидактические игры по ознакомлению с окружающим в старшем дошкольном возрасте.
    Предмет
    исследования.
    Методика руководства дидактическими играми.
    Гипотеза исследования.
    Ознакомление с окружающим будет более эффективно, если использовать систему дидактических игр.
    Глава 1.
    Научные основы разработки дидактических игр с целью ознакомления с окружающим детей старшего дошкольного возраста
    1.1 История возникновения и создания дидактических игр в народной и научной педагогике
    Игра – великое изобретение человека; она имеет для него биологического, социального и духовного развития не меньше, а, может быть,
    даже и большее значение, чем огонь и колесо.… В ней, как в зеркале отображалась история человечества со всеми его трагедиями и комедиями, сильными и слабыми сторонами. Еще в
    первобытном обществе существовали игры, изображавшие войну, охоту, земледельческие работы, переживания дикарей по поводу смерти раненого товарища. Игра была связана с разными видами
    искусства. Дикари играли как дети, в игру входили пляски, песни, элементы драматического и изобразительного искусства. Иногда играм приписывали магические действия. Таким образом,
    человеческая игра возникает как деятельность, отделившаяся от продуктивной трудовой деятельности и представляющая собой воспроизведение отношений между людьми. Так появляется игра
    взрослых, игра как основа будущей эстетической, изобразительной деятельности. С чем связано возникновение детской игры?
    Детство существовало не всегда. О возникновении детства можно
    говорить лишь тогда, когда исчезает возможность непосредственного включения детей в производственный труд взрослых. К человеческому детству, как к
    особому этапу подготовки ребенка к будущей взрослой жизни предъявлялись все большие и большие требования. Чем выше развитие общества, тем сложнее становится период подготовки ребенка к взрослой
    жизни. Игра возникает в ходе исторического развития общества в результате изменения места ребенка в системе о...

    Забрать файл

    Похожие материалы:


    Добавить комментарий
    Старайтесь излагать свои мысли грамотно и лаконично

    Введите код:
    Включите эту картинку для отображения кода безопасности
    обновить, если не виден код



ПИШЕМ УНИКАЛЬНЫЕ РАБОТЫ
Заказывайте напрямую у исполнителя!


© 2006-2016 Все права защищены