Изучение эмпатии у родителей младших школьников

    Дисциплина: Педагогика
    Тип работы: Курсовая
    Тема: Изучение эмпатии у родителей младших школьников

    Волгоградский государственный педагогический университет
    Кафедра педагогики начального образования
    Курсовая
    работа
    на тему:
    «Изучение эмпатии у родителей
    младших школьников»
    Работу выполнила:
    студентка 4-го курса факультета ПимМНО и ДВ
    отделение
    (ОЗО «Психология») группа Пс-42
    Соловьева Светлана Святославна
    Научный руководитель:
    доцент кафедры ПНО
    кандидат психологических наук
    Севостьянова Людмила Николаевна
    г. Волгоград
    2003 г.
    Содержание
    Введение
    с. 3
    Глава 1. Теоретическое изучение эмпатии у родителей
    младших школьников
    с. 5
    1.1. Социальная характеристика семьи
    с. 5
    1.2. Развитие эмпатических тенденций личности родителей
    как основа успешного формирования ребенка
    с. 11
    Выводы по главе 1
    с. 18
    Глава 2. Экспериментальное изучение эмпатии у родителей
    младших школьников
    с. 20
    2.1. Методики исследования и их краткая характеристика
    с. 20
    2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента
    с. 22
    2.3. Психолого-педагогическая помощь семьи в улучшении
    взаимоотношений родителей и детей
    с. 27
    Выводы по главе 2
    с. 36
    Заключение
    с. 38
    Библиографический список
    с. 40
    Приложения
    Введение
    Будущее общества в немалой степени зависит от воспитания подраста-ющих поколений. Среди различных институтов решающее влияние на становление человека оказывает семья: здесь
    формируются основы характера человека, его отношение к труду, моральным и материальным ценностям.
    Успешность выполнения семьей воспитательных функций зависит от ряда факторов. Одним из них является психолого-педагогическая
    культура родителей. В психолого-педагогической культуре родителей воплощается накопленный человечеством опыт воспитания детей в семье. Это качество, положительно
    влияя на уклад
    семейной жизни, служит основой собственно
    педагогической деятельности отца и матери, помогает им избежать традиционных ошибок и найти верные решения в нетрадиционных, нестандартных ситуациях.
    Наряду с теоретическими знаниями о том, какими методами следует действовать, чтобы достичь воспитательных целей, надо обладать и соответствующими умениями. В быстро меняющемся
    мире воспитание ребенка
    в семье может быть успешным лишь в одном случае: если родители умеют творчески использовать имеющиеся у них знания и умения, т. е. если материнство и отцовство
    становится для них творчеством. Кроме того успешность воспитательной деятельности родителей во многом определяется тем, как они любят детей и что для них значит родительство.
    Важным моментом в воспитании детей и общении с ним является присутствие взаимопонимания. Само взаимопонимание может быть истолковано по разному: как понимание целей, мотивов,
    установок детей, или как принятие, разделение этих целей, мотивов, установок.
    Способ понимания другого человека
    определяется как эмпатия. Для родителей, в их общении с детьми, развитие этого качества весьма важно, т. к. в данном случае мы ведем речь не о рациональном
    осмыслении проблем ребенка, а, скорее, о стремлении эмоционально откликнуться на его проблемы. В связи с этим мы считаем актуальной тему исследования,
    которую мы формируем следующим образом: «Изучение эмпатии у родителей младших школьников».
    В соответствии с темой, целью исследования является: изучение уровня развития эмпатических тенденций, реакций присоединения, сензитивности у родителей младших школьников.
    Гипотеза исследования: высокий уровень развития эмпатии способствует развитию эмоционально благополучных взаимоотношений родителей и детей; и наоборот, низкий уровень развития
    эмпатии у родителей способствует развитию негативных взаимоотношений между родителями и детьми, формированию эмоционально неблагополучных взаимоотношений.
    Задачи исследования:
    - проанализировать теоретический материал по проблеме межпоколенных
    - подобрать методы исследования взаимоотношений родителей и детей;
    - провести психодиагностическое
    исследование, проанализировать результаты и предложить методы коррекции межпоколенных взаимоотношений.
    Предмет исследования: социально-перцептивный процесс в детско-родительских отношениях;
    объект исследования: младшие школьники и их родители.
    Глава 1. Теоретическое изучение эмпатии у родителей
    младших школьников.
    1.1. Социальная характеристика семьи.
    Формирование личности ребенка, его психолого-педагогической культуры, как будущего родителя, начинается с самого раннего детства. Это происходит за счет усвоения детьми уроков,
    даваемых взрослыми, подражания им; воздействия учителей и воспитателей; общение с другими детьми и т. д. Существенно влияет на становление психолого-педогогической культуры
    самообразование и самовоспитание родителей.
    В семье ребенок подсознательно усваивает многие приемы психологичес-кого, педагогического воздействия и, став взрослым, использует их в воспитании собственных детей. Однако
    воспринятая родителями модель воспитания не может быть полностью реализована в родительской практике из-за быстроменяющихся условий, что создает определенные трудности.
    Доказано, что отношение взрослого человека к людям вообще и к детям в частности во многом определяется тем, насколько «теплой» была его мать, сколько любви сам он получил в
    раннем детстве. К сожалению, в нашем обществе в 70-80-е годы наметилось некоторое снижение престижа родительства, что повлекло за собой ухудшение отношения к детям. Выросшие в этот
    период молодые люди сейчас уже либо сами стали родителями, либо стоят
    на пороге родительства. [8]
    Образованность и культура при утрате духовных ценностей усугубляют такое явление, как снижение престижа супружества, материнства, отцовства. Все больше, по данным социологов,
    демографов и социальных психологов, становится женщин, которые бросают рожденных ими детей, которые, соглашаясь на материнство, избегают супружеских уз, изначально обрекая своих детей
    на существование в неполной семье.
    На фоне неуклонного снижения рождаемости, которое коснулось даже сельских жителей из регионов традиционной многодетности, обедняется внутрисемейное общение,
    снижается его воспитывающий потенциал. В одно-детной семье (а таких семей по последним данным свыше 30%), при условии занятости родителей, ребенок не может
    естественным путем приобрести опыт общения с детьми и взрослыми. В данной ситуации компенсаторная функция принадлежит детскому саду и школе. В настоящее время, несмотря на сложность
    экономической ситуации в стране, подавляющее большинство детей до трех лет воспитывается дома. Казалось бы, это должно было привести к качественному улучшению физического и
    психического здоровья детей, поступающих из семьи в детские сады. Однако работники дошкольных учреждений фиксируют низкий уровень общего развития детей, слабую сформированность у
    многих из них доступных возрасту навыков. [8; 21]
    Объяснение этого явления кроется в тех фактах, которые зафиксированы социологом В. И. Переведенцевым: снижение возраста вступающих в первый брак, возрастающее число так
    называемых браков «вдогонку», при котором мотивом регистрации является незапланированная беременность, рост числа разводов в первой ф...

    Забрать файл

    Похожие материалы:


    Добавить комментарий
    Старайтесь излагать свои мысли грамотно и лаконично

    Введите код:
    Включите эту картинку для отображения кода безопасности
    обновить, если не виден код



ПИШЕМ УНИКАЛЬНЫЕ РАБОТЫ
Заказывайте напрямую у исполнителя!


© 2006-2016 Все права защищены