Своеобразие конфликтов в драме А.Н. Островского "Гроза"

    Дисциплина: Русский язык и литература
    Тип работы: Курсовая
    Тема: Своеобразие конфликтов в драме А.Н. Островского "Гроза"

    Министерство образования Республики Беларусь
    Учреждение образования
    «Белорусский государственный педагогический университет
    имени Максима Танка»
    Кафедра русской и зарубежной литературы
    Своеобразие конфликтов в драме
    А.Н. Островского «Гроза»
    Курсовая работа
    Студента
    курса,
    факультета русской филологии
    Паторского Леонида Анатольевича
    Научный руководитель:
    доцент
    Карпушин Сергей Владимирович
    Минск 2006.
    СОДЕРЖАНИЕ
    Введение
    История создания, идея, герои
    Характер, конфликт и особенности сценического
    Действия
    Проблема взаимоотношений между миром и
    Личностью
    Идея обреченности «темного царства»
    Протест Катерины
    Особенности конфликта
    Заключение
    Список использованной литературы
    ВВЕДЕНИЕ
    В каждом драматическом произведении связь между ком­позицией, конфликтом и жанром очень тесная, эти три компонента произведения просто не могут не перекликаться друг с другом, и
    достаточно часто, обозначив его жанровое определение, выделен­ное мелким шрифтом на титульном листе, мы угадыва­ем не только формопроявление и сюжетное разрешение, а вместе с ним и
    идейно-тематическую основу произведения, но и основной конфликт, порождающий эти идеи. Иногда само жанровое определение (в этом случае зачастую подчеркнутое автором) может просто не
    соответствовать основным традициям жанрового деления в литературе. Тот факт, что жанровое определение автора вдруг не соответствует форме или содержанию, наводит на мысль, что и
    конфликт тут намного глубже, чем диктуют рамки одного избранного жанра. Если же писатель нарочно подчеркивает это несоответствие между формой и содержа­нием, то исследователи, критики
    сталкиваются с еще одной загадкой, разрешение которой важно для понимания кон­фликта, а, следовательно, и идеи произведения. Ярким при­мером могут служить гоголевские «Мертвые души»,
    не слу­чайно названные поэмой. Своим произведением Н.В. Гоголь как бы подводит итог развития литературы, за­ставляя отточенные до совершенства уже существующие жанры работать
    по-новому, и целью такой работы является выявление более глубокого конфликта.
    Картины в пьесе «Гроза», и история ее создания
    обнаруживает множество сходств и различий постижения формально-содержательных элементов художественной ткани произведения. А.Н. Остров­ский не подводил итоги, не
    синтезировал новые жанры, тем не менее, жанровое определение «Грозы» как бытовой социальной драмы, данное им самим, является не совсем точным, а соответственно, и один, лежащий на
    поверхности конфликт, по сути, заменяется другим, более глубоким и сложным. Жан­ровое определение А. Островского явилось лишь данью лите­ратурной традиции. Конфликту же здесь суждено
    сыграть со­всем иную роль.
    Островский показал, что и в окостенелом мире Калинова может возникнуть народный характер поразительной красоты и силы, вера в которого – истинно Калиновская – все же основана на
    любви, на свободной мечте о справедливости, красоте, какой-то высшей правде.
    Цель исследовательской работы:
    проанализировать художественное произведение на уровне раскрываемых в нем конфликтов.
    Задачи:
    рассмотреть систему конфликтогенов на формально-содержательном уровне организации текстового материала; проанализировать роль главных героев, их поступков в процессе организации
    конфликтной ситуации.
    Объект исследования:
    раскрытие эврестического потенциала социально-бытового конфликта в рамках художественного произведения.
    Предмет исследования:
    раскрытие специфики проявления социально-бытового конфликта сюжетно-композиционной и языковой основах художественного произведения.
    Методы исследования:
    психологический анализ художественного произведения.
    Прогнозные предложения о развитии объекта исследования:
    В драме «Гроза» можно исследовать огромное количество проблем. Для
    новые взгляды на жизнь
    «молодого» поколения людей Калинова; будущее Калинова и др.
    Научная новизна
    исследовательской работы определяется характером привлекаемого материала и способами её литературоведческой интерпретации.
    ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ, ИДЕЯ, ГЕРОИ
    Александр Николаевич Островский (1823-1886) – великий русский драматург. Развивая традиции реалистической драматургии Грибоедова, Пушкина, Гоголя, он своим творчеством завершил
    создание русской национальной драматургии, утвердил реализм на русской сцене. Его театр явился школой ряда поколений русских актеров.
    Существует версия, что Островский писал "Грозу", будучи влюбленным в замужнюю актрису Малого театра Любу Косицкую. Именно для нее он писал свою Катерину, именно она ее и
    сыграла. Однако актриса не ответила на пламенную любовь писателя - она любила другого, который позже довел ее до нищеты и ранней смерти. Но тогда, в 1859 году, Любовь Павловна играла
    словно свою судьбу, жила понятными ей чувствами, создав образ юной трогательной Катерины, покорившей даже самого императора.
    Пьеса была написана в 1859 году в период общественного подъема, когда трещали устои крепостничества, и в душной атмосфере действительности собиралась гроза. Пьеса Островского
    переносит нас в купеческую среду, где домостроевские порядки поддерживались наиболее упорно. Жители провинциального города живут замкнутой и чуждой общественным интересам жизнью, в
    неведении того, что творится в мире, в невежестве и равнодушии. Круг их интересов ограничен рамками домашних забот. За внешним спокойствием жизни кроются мрачные мысли, темный быт
    самодуров, не признающих человеческое достоинство. Представителями "темного царства" являются Дикой и Кабаниха. Первый - законченный тип купца-самодура, смысл жизни которого
    заключается в том, чтобы любыми средствами сколотить капитал. Островский показал из жизни. Властная и суровая Кабаниха - еще более зловещая и мрачная представительница домостроя. Она
    строго соблюдает все обычаи и порядки патриархальной старины, поедом "ест" домашних, разводит ханжество, одаряя нищих, не терпит ни в ком проявления личной воли. Островский рисует
    Кабаниху как убежденную защитницу устоев "темного царства". Но даже в своей семье, где все безропотно ей подчиняются, она видит пробуждение чего-то нового, чуждого и ненавистного ей.
    И Кабаниха горько сетует, чувствуя, как жизнь разрушает привычные для нее отношения: "Ничего-то не знают, никакого порядка. Проститься-то путем не умеют. Так-то вот старина-то и
    выводится. Что будет, как старики перемрут, как будет свет стоять, уж и не знаю. Ну, да уж то хорошо, что не увижу ничего". Под этой смиреной жалобой Кабанихи -
    человеконенавистничество, неразлучное с религиозным ханжеством.
    «Гроза», опубликованная в 1860 году, явилась своеобразным итогом творческих достижений Островского. В ней более отчетливо, нежели во всех предшествующих пьесах, раскрылась и его
    сатирическая мощь, и его способность к утверждению возникающих в жизни прогрессивных тенденций.
    Образами Дикого, Кабанихи, Феклуши, полусумасшедшей барыни драматург показал, что господствовавшие в тогдашней жизни общественные отношения основаны были на диком произволе,
    деспотизме и жестоком насилии. Дикой и Кабаниха, богатейшие люди города Калинова, держат всю...

    Забрать файл

    Похожие материалы:


    Добавить комментарий
    Старайтесь излагать свои мысли грамотно и лаконично

    Введите код:
    Включите эту картинку для отображения кода безопасности
    обновить, если не виден код



ПИШЕМ УНИКАЛЬНЫЕ РАБОТЫ
Заказывайте напрямую у исполнителя!


© 2006-2016 Все права защищены