Суеверие как феномен культуры

    Дисциплина: Культурология
    Тип работы: Курсовая
    Тема: Суеверие как феномен культуры

    Министерство общего и профессионального образования
    Ростовский Государственный Университет
    Курсовая работа на тему:
    «Суеверие как феномен культуры»
    Выполнила: студентка
    курса 2 группы
    факультета философии
    культурологии
    Руководитель:
    Ростов – на - Дону
    2002
    Содержание
    Что такое суеверие
    ­­­­­­___________________________________________
    Происхождение суеверия
    _____________________________________
    Особенности возникновения суеверия на Руси
    __________________
    Суеверия в других странах мира
    ________________________________
    Нечистая сила как суеверное представление
    ____________________
    ____________________________________________
    ______________________________________________
    ____________________________________________
    _____________________________________________
    ___________________________________________
    ___________________________________________
    ____________________________________________
    Суеверие сегодня
    ____________________________________________
    Список литературы
    ___________________________________________
    Что такое суеверие
    За многие тысячи лет своего развития человечество накопило не только массу научных знаний, необходимых для прогресса общества, но и множество ложных представлений об окружающем мире,
    природе и характере нашего познания. К числу таких представлений относятся суеверия – необоснованные приметы, различные гадания, вера в талисманы и т.д.
    Само слово «суеверие» означает ложную веру во что-либо (от древнеславянского «суе» или «всуе» –
    «напрасно», «тщетно»). В словаре Даля суеверие поясняется как «ошибочное, пустое, вздорное, ложное верование во что-либо; вера в чудесное, сверхъестественное, в ворожбу, гадания, в
    приметы, знамения; вера в причину и последствия, где никакой причинной связи не видно». Очень краткое и в то же время весьма четкое определение суеверия можно найти с Д.И. Менделеева:
    это есть «уверенность, на знании не основанная».
    К сказанному необходимо добавить, что все суеверия, несмотря на из различные формы и проявления,
    объединяет один важный признак – они неизменно связаны и признанием потусторонних, таинственных сил, от которых якобы во многом зависит жизнь человека.
    Вера в сверхъестественное лежит в основе всех религий и всех суеверий. Другими словами, у истоков всех
    современных религий стояли те же представления о мире, которые породили суеверия, дожившие до наших дней. Суеверия были первыми ступеньками к религии как к системе определенных взглядов
    на мир и остались ее постоянными спутниками.
    И хотя богословы стараются отмежеваться от верований первобытных людей, многие остатки этих верований нетрудно разыскать в Библии, в религиозных обрядах. Достаточно
    вспомнить ритуал христианского крещения, чтобы увидеть, как много в нем от древней магии «язычников». «Религия шествует в сопровождении всевозможных суеверий», - вполне справедливо
    замечал Гюго.
    Говорить о религии вообще – невозможно. Мы имеем дело не с одной религией, а со многими, и то, что одному
    может представляться величайшей глупостью и суеверием, для другого является религиозным догматом, в справедливости которого он никогда не сомневался.
    Решительно то же самое можно сказать и о суевериях разных веков: называется ли какое-нибудь мнение
    суеверием или нет, об этом можно судить по развитию мысли в данное время (ярким примером является философский камень).
    Таково же отношение суеверия к религии. В очень многих случаях суеверие является только пережитком более
    ранней религии, раньше служившее для всех предметом веры и признававшееся официально. После, когда соответствующая религия уничтожается, она продолжает существовать как народное
    суеверие.
    Т.е. ни одного мнения нельзя назвать суеверием потому, что оно находится в противоречии с нашим
    теперешним религиозным и научным мировоззрением. Оно – суеверие только для нас, но вряд ли существует хоть одно мнение, называемое нами суеверием, которое не составляло бы когда-нибудь
    научной системы. Желающий обозначить точные границы суеверию должен всегда иметь в виду эту относительность. Нужно твердо держаться следующего положения.
    Суеверие есть каждое мнение, не пользующееся признанием в какой-либо религии или состоящее в противоречии
    с научным взглядом на природу в какое-нибудь определенное время.
    Происхождение суеверия
    Выясняя причины распространенного пристрастия ко всякого рода гаданиям, приметам, прежде всего надо говорить об извечном стремлении человека узнать, что его ожидает завтра, через
    год, вообще в будущем.
    Необходимость предвидеть возникла у людей с того времени, как они стали заниматься трудом. Засевая землю,
    ухаживая за садом, человек хотел узнать, будет ли год плодородным, пройдут ли вовремя дожди. Отправляясь в далекое путешествие, люди пытались предугадать, какие трудности и опасности
    ожидают их в пути, чтобы подготовиться к ним.
    Другой источник, который питает мир суеверий, - случайные совпадения. Совпадения по месту и времени двух
    различных, ничем не связанных событий дали в прошлом начало многим поверьям. Это одна из причин их живучести и сегодня.
    Здесь, конечно, мы не можем перечислить всех суеверных представлений, какие быть может до сих пор продолжают еще жить в народе. Суеверие различно не только в каждой отдельной стране,
    но даже и в отдельных местностях одной и той же страны. Сверх того, едва ли возможно установить, что в данное время служит объектом веры, а что нет; многие суеверия еще долго продолжают
    существовать в качестве простых оборотов речи, хотя со словами уже давно не связывается их действительное значение. Поэтому попытка изложить те суеверия, которые еще встречаются в наши
    дни, представляет из себя довольно бесплодную работу. Тем не менее, нас должно интересовать выяснение того, откуда ведут свое начало суеверные понятия и магические приемы нашего
    времени. Вопрос этот можно решить, конечно, лишь в общих чертах.
    Прежде всего – это наследие ученых магиков: астрология, симпатические средства и магнетические способы
    лечения и т.п.
    С другой стороны, существует еще много суеверий, происхождение которых относится ко времени язычества.
    Веру в домовых, оборотней, нечистую силу и клады можно проследить за все то время, которое вообще простираются наши исторические представления.
    Особенности возникновения суеверия на Руси
    Суеверия, возникшие на Руси, по-моему,
    главным образом связаны с теми географическими и социокультурными условиями, в которых находилась страна на протяжении многих столетий.
    Во-первых, конечно, это ее необозримые просторы, оседлый образ жизни и, соответственно,
    земледелие. Русский народ издревле наблюдал и собирал те проявления природы, которые отвечали на вопрос: какой будет урожай? Правда на урожай влияла не только
    природа, но и различные божественные и нечистые силы.
    Значительная часть примет возникла из обрядов. Это объясняется тем, что большинство обрядов на Руси носят
    провоцирующий характер – чтобы что-то произошло или чтобы что-то не произошло. Впрочем для значительной части ранних религий это справед...

    Забрать файл

    Похожие материалы:


    Добавить комментарий
    Старайтесь излагать свои мысли грамотно и лаконично

    Введите код:
    Включите эту картинку для отображения кода безопасности
    обновить, если не виден код



ПИШЕМ УНИКАЛЬНЫЕ РАБОТЫ
Заказывайте напрямую у исполнителя!


© 2006-2016 Все права защищены