Методика подбора репертуара для самодеятельных коллективов

    Дисциплина: Культурология
    Тип работы: Курсовая
    Тема: Методика подбора репертуара для самодеятельных коллективов

    Министерство Культуры
    Республики Татарстан
    Елабужское училище культуры
    Курсовая работа
    По предмету «Народное художественное творчество»,
    на тему: «Методика подбора репертуара для самодеятельных коллективов»
    Работу выполнила:
    Студентка 43 группы
    Гайнуллина Лейсан
    Работу проверила:
    Преподаватель
    Степанова Л.Н.
    Елабуга
    2002 год
    План:
    . Введение: «Педагогическая функция репертуара».
    . В поисках своего репертуара.
    А) Подбор репертуара для театрального коллектива
    Б) Подбор репертуара для хорового коллектива
    В) Подбор репертуара для оркестрового коллектива
    . Исследовательская работа
    . Заключение
    . Список используемой литературы
    Педагогическая функция репертуара
    Социально-педагогический смысл самодеятельности – в органичном сочетании художественно-исполнительского и воспитательного
    процессов, придании им острой идейно-нравственной направленности. Решение этой задачи связано с репертуаром, вокруг которого и строится работа самодеятельности. От их качества,
    идейно-художественного уровня и социально-педагогического потенциала зависит в многом эффективность выполняемых самодеятельностью функций. Вопрос о репертуаре тесно связан с
    идеологическим содержанием, идеологической направленностью деятельности художественного коллектива, с той ролью, которую он играет в духовно эстетической жизни общества.
    Проблема репертуара для самодеятельности пользуется повышенным вниманием практиков, общественности, композиторов,
    хореографов, драматургов. Стоит вопрос о создании для самостоятельного коллектива такого репертуара, который, не уступая по идейно-эстетическому уровню репертуара профессиональных
    оркестров, хоров, театров, был бы доступен для исполнения в самодеятельности и не копировал по форме, языку, стилю произведение для профессиональных коллективов.
    Их основными задачами являются: организация работы по созданию интересного и полноценного репертуара для самодеятельных
    коллективов, отбор и организация заказов на новые художественные произведения для хоров, оркестров, агитационно-художественных бригад, сценариев театрализованных праздников и массовых
    представлений; осуществление анализа и контроля за составление репертуара художественной самодеятельности, разработке предложений и рекомендаций по повышению его уровня и роли в
    коммунистическом воспитании трудящихся, формировании их эстетических вкусов, утверждении норм и принципов советского образа жизни.
    Постоянно говорится о тенденции приближения исполнительского уровня самодеятельности к исполнительскому уровню
    профессиональных коллективов. Это будет способствовать дальнейшему совершенствованию самодеятельного творчества, с другой стороны, вооружить его высокохудожественными произведениями
    искусства.
    Точка зрения сближения художественно-исполнительского уровня самодеятельного и профессионального творчества верна по
    отношению незначительной части самодеятельных коллективов. Основная же, подавляющая их масса по этому показателю значительно уступает. Поэтому для обеспечения нормальной деятельности
    им необходим свой репертуар, соответствующий специфическим особенностям коллектива и выполняемым им функциям.
    Для создания такого репертуара можно идти двумя путями. Во-первых, «приспосабливать» имеющийся конкретного коллектива и,
    во-вторых, создавать новые оригинальные произведения, рассчитанные на самодеятельность.
    Первый путь зачастую связан со значительными изменениями авторского текста, пьесы, песни, танца и тому подобное, ибо
    самодеятельные артисты не всегда могут исполнить трудные места, сложные психологические сцены. В выборе таких пьес и произведений приходится быть особенно внимательным, тщательно
    изучать возможность их исполнения, качество переложения, инструментовки, трактовки. Случается, к сожалению, что после небрежной или недоброкачественной аранжировки, инструментовки,
    режиссуры пьесы, песни, танца оригинальные произведения теряют свои художественные достоинства,
    с трудом узнаются, искажаются их темп, ритм, текст, языковые особенности. Поэтому качество инструментовки, аранжировки, переложения, то есть приспособления для
    художетсвенной само-деятельности при выборе этих пьес имеет первейшее значение.
    Естественно, что произведение, созданное специально для художественной самодеятельности, требуют дополнительной
    обработки, дополнительной «художественной доводки», исходя из конкретных условий и возможностей коллектива. Но этот путь значительно проще, легче, оправдан в идейно-художественном
    отношении, ибо эти произведения уже заранее издаются с учетом самодеятельного исполнения.
    В условиях первых послереволюционных лет проблема репертуара для самодеятельности приобрела свои особенности. Самодеятельное творчество как качественно новое явление в духовной
    жизни советского общества претерпела изменения в содержании и формах существования. Изменился сам подход к самодеятельности: она получила государственные основы для развития. Не было
    опыта руководства самодеятельностью, не хватало педагогически образованных руководителей. Все это, вместе взятое, приводило самодеятельность к трудным поискам своего места в обществе,
    содержании работы, репертуаре.
    При этом важно отметить, что художественная самодеятельность, с первых шагов ориентируясь на профессиональное искусство, в подборе репертуара не копировала его, а искала свои
    специфические подходы в решении этого вопроса. Активно осваивались лучшие образцы фольклора, из классического наследия брались те произведения, что наиболее отвечали духу времени и
    настроении масс. Эти тенденции, обогащенные и укрепившиеся в ходе развития самодеятельности, стали традиционными, получили новую окраску и возможности реализации в современных
    условиях.
    Подбор репертуара в современной самодеятельности – дело непростое, хотя, конечно, выработаны и приняты единые критерии и принципы его оценки, пополняется он за счет всего
    лучшего, что имеется в художественной сокровищнице советского общества. Сложности эти связаны в первую очередь с тем, что каждый коллектив располагает присущим только ему техническими
    и художественными взаимоотношениями, в соответствии с которыми руководителю приходится выбирать пьесы. Длительная и трудная учебная, репетиционная работа может не дать положительного
    эффекта – педагогического, художественного, если было взято произведение завышенной трудности и с ним не справились или наоборот, оно оказалось легким, не требующим напряженных
    поисков, показа всего, на что способны исполнители.
    Аналогичные требования предъявляются к репертуару самодеятельного коллектива любого жанра – танцевального, хорового, оркестрового (народного, эстрадного, духовного).
    Существуют множество определений репертуара. Приведем лишь некоторые из них:
    «Репертуар – насущный хлеб хора, без которого ему не выжить».
    Репертуар – зеркало, в котором мы видим лицо хора – в профиль и анфас.
    Репертуар – звуковая карта, на которой видны творческие маршруты хора.
    Репертуар – манометр, показывающий мощность и возможности хора.
    Исходя из вышеперечисленного, мы видим, ч...

    Забрать файл

    Похожие материалы:


    Добавить комментарий
    Старайтесь излагать свои мысли грамотно и лаконично

    Введите код:
    Включите эту картинку для отображения кода безопасности
    обновить, если не виден код



ПИШЕМ УНИКАЛЬНЫЕ РАБОТЫ
Заказывайте напрямую у исполнителя!


© 2006-2016 Все права защищены