Цели и методы регулирования естественных монополий

    Дисциплина: Экономика
    Тип работы: Реферат
    Тема: Цели и методы регулирования естественных монополий

    Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации

    Министерство образования

    Российской Федерации

    ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ - ВЫСШАЯ ШКОЛА ЭКОНОМИКИ

    Эссе по микроэкономике на тему:

    "Цели и методы регулирования естественных монополий"

    Выполнил:

    Никитинский В.Е.

    (1 курс, факультет Права, 153 гр.)

    Проверил:

    Лукин М.Ю

    Москва, 2005

    Изучая справочно - экономическую литературу, я встречался со многими определениями понятия "естественная монополия". Самое удачное звучит так: «естественная монополия - это состояние

    товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением

    издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими

    товарами, в связи, с чем спрос на данном товарном рынке на них неэластичный ".

    Я думаю, что отличительная особенность естественной монополии в том, что

    ей обладают субъекты, имеющие в своем распоряжении свободно невоспроизводимые элементы производства и инфраструктуры. К примеру, редкие металлы, электроэнергия,

    железнодорожный транспорт, военно-промышленный комплекс.

    В сферах, где нецелесообразно строить такие же предприятия, и одна фирма способна обеспечить весь рынок товаром (издержки на производство у нее

    очень низкие), появляется естественная монополия.

    Надо отметить, что наряду с положительными качествами у естественных монополий есть и крайне опасная оборотная сторона - возможность господствовать в рыночных отношениях,

    устанавливать свою безраздельную цену. Контроль

    естественных монополий достигается

    двумя путями: установлением в сферах естественных монополий

    государственной собственности и государственным регулированием.

    В сфере естественных монополий функционируют две группы: хозяйствующие субъекты (производители) и потребители. По моему мнению, главная цель государственного регулирования в том,

    чтобы в равной мере соблюсти баланс интересов обоих групп. Законодательство должно обеспечить, с одной стороны, доступность реализуемых субъектами естественных монополий товаров для

    потребителей, а с другой – эффективное, безубыточное, прибыльное функционирование самих субъектов естественных монополий. Кроме субъектов естественных монополий и потребителей, в

    общественных отношениях участвуют федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления. Особенно важную

    роль среди них играют специальные органы регулирования и контроля естественных монополий.

    Я считаю, что основным законом в этой сфере является закон "О естественных монополиях от 1995 г". Суть его в том, что для регулирования контроля деятельности субъектов естественных

    монополий образуются федеральные органы исполнительной власти

    по регулированию естественных монополий (они регулируют цены, осуществляют контроль над заключаемыми ими крупными сделками и капиталовложениями, влияющими на

    ценообразование).

    Эти органы образуются во всех узаконенных сферах деятельности естественных монополий. Один федеральный орган исполнительной власти может регулировать сразу несколько сфер

    деятельности естественных монополий. Для осуществления своих полномочий они вправе создавать свои территориальные органы и наделять их полномочиями в пределах своей компетенции.

    Территориальные органы создаются с разрешения Правительства РФ.

    Нельзя путать функции антимонопольных органов и деятельность органов, регулирующих деятельность субъектов естественных монополий.

    Как я уже упоминал, для сферы действия естественных монополий конкуренция неэффективна, либо невозможна в силу технологических и других причин. При неэластичности спроса на товары и

    услуги субъектов естественной монополии, неэффективности конкуренции в этой сфере у субъекта естественной монополии появляется возможность диктовать цены потребителю, ставить невыгодные

    условия договора. Отсюда вытекает необходимость иного регулирования их деятельности.

    Закон "о естественных монополиях" предусматривает использование следующих методов государственного регулирования:

    Органы регулирования естественных монополий могут применять ценовое регулирование, осуществляемое посредством определения цен или их предельного уровня. Как нам известно, государство

    не вправе использовать ценовое регулирование в рыночных отношениях. Такое исключительное право

    предоставлено органам регулирования естественных монополий. Само ценовое регулирование осуществляется путем установления либо фиксированной цены, либо предельного

    уровня цен (к примеру, тарифы на

    перевозки МПС), производимые субъектом естественной монополии.

    Второй способ, как мне кажется,

    более интересный и специфический. "Определяются потребители, подлежащие обязательному обслуживанию, и устанавливается минимальный уровень

    их обеспечения в случае невозможности удовлетворения в полном объеме потребностей в товаре, производимом субъектом естественной монополии". Производимые в них товары

    нередко ограничены по своим ресурсам, а то и вовсе исчерпаемы. Это обстоятельство позволяет субъектам естественных монополий выборочно, по своему усмотрению продавать товары одним

    потребителям и лишать этих товаров других потребителей. Государство призвано защитить интересы всех потребителей.

    Решение о применении методов регулирования принимается на основе анализа деятельности конкретного субъекта естественной монополии. При этом имеет значение: "издержки производства

    (реализации) товаров, в том числе заработная плата, стоимость сырья и материалов, накладные расходы

    налоги и другие платежи, стоимость основных производственных средств, потребности в инвестициях, необходимых для их воспроизводства, прогнозируемая прибыль от возможной реализации

    товаров по различным ценам (тарифам),

    соответствие качества производимых (реализуемых) товаров спросу потребителей, государственные дотации и другие меры государственной поддержки".

    Также государство стремиться сделать деятельность своих органов гласной. Они обязаны через средства массовой информации сообщать о принятых ими решениях, об изменении или прекращении

    регулирования деятельности субъектов естественных монополий, а также о применяемых методах регулирования деятельности субъектов естественных монополий и о конкретных показателях и

    требованиях, предъявляемых к ним органами регулирования естественных монополий. Эти органы ежегодно публикуют доклад о своей деятельности. Через средства массовой информации они обязаны

    сообщать обо всех случаях применения ответственности за нарушение Федерального закона «О естественных монополиях».

    Государство также не обходится без "карательного" метода регулирования деятельности естественных монополий и применяет методы юридической ответственности.

    В очередной раз сошлюсь на текст закона: "если действиями (бездействием), нарушающими Федеральный закон, причинены убытки,...

    Забрать файл

    Похожие материалы:


    Добавить комментарий
    Старайтесь излагать свои мысли грамотно и лаконично

    Введите код:
    Включите эту картинку для отображения кода безопасности
    обновить, если не виден код



ПИШЕМ УНИКАЛЬНЫЕ РАБОТЫ
Заказывайте напрямую у исполнителя!


© 2006-2016 Все права защищены