Шпаргалки по философии (Томск, 2006г.)

    Дисциплина: Философия
    Тип работы: Реферат
    Тема: Шпаргалки по философии (Томск, 2006г.)

    1. Проблема бытия в истории философии.

    Онтология–учение о бытие(«

    онтос»–сущее). Любая философская система в основе своей философской теории имеет учение объект онтологии.

    Античная философия. Термин «бытие» ввел

    Параменид(«непоколебимый фундамент мира»). Греки теряли веру в богов, мифы, и

    Параменид, чтобы

    вывестиих из

    эього состояния, придумал божество

    Дике(мудрости, справедливости, гарант неизменности порядка мироздания). Бытие по

    Парамениду–то, что стоит за миром чувственных вещей, т.е. мысль объект этих вещах.

    Бытие=мышлению. Имеется ввиду космический разум, Логос, а не субъективная мысль. Логос раскрывает истину бытия человеку(это

    трансцидентальная сущность, с которой человек может соприкасаться). Христианский Бог–личностный, а Логос–

    безличностный, с ним нельзя общаться , а только соприкасаться.

    Протагор: «Человек есть мера всех вещей и бытия», т.е. человек определяет статус всех вещей, если для меня она есть, значит существует.

    Сократ: «Автономен не сам человек, а его разум. Высшая реальность–индивидуальное и общественное сознание.», рассматривал не бытие, а сознание.

    Демокрит: «Бытие–атомы, небытие–пустота».

    Платон: мышление, идеи получили статус истинного бытия.

    Аристотель: создал систему уровней бытия:

    Средневековье.

    Бытие есть наличие Бога(схоласты). Уровни бытия:

    творящее(эссенция–сущность,

    экзистенция–существование)

    сотворенное(природа, человек)

    Фома Аквинский: рассмотрел иерархию с точки зрения ценностей. Например, Человек–принадлежит к классу людей, это–животное, это–предмет материального мира. Бог–есть Бог, он принадлежит

    сам себе.

    Абсолютное бытие есть только у Бога, человек к нему приближается и стремится.

    Новое время.(

    Гносеоцентризм). Успехи в развитии наук. Проблема бытия связана с человеком, само по себе существовать не может. Человеческое сознание и потребности- единственное

    несомненное и подлинное бытие, т.е. бытие связано с человеком, оно субъективно.

    Декарт. Нельзя сомневаться, что я мыслю, следовательно я существую.

    Бэкон. Бытие–вечно подвижная материя.

    Кант. Истинное бытие–«вещь в себе»( два вида бытия: феноменов и вещей в себе). Т.к. мир вещей в себе возник благодаря божественной воле, а воля содержит иррациональные компоненты, то

    вещи в себе никогда разумом познаны быть не могут.

    Гегель. Бытие–чистая мысль или ничто. Оно утрачивает всеобъемлющий характер.

    Философия Нового Времени трансформировала идею бытия, бытие стало субъективным. Место Бога занял человеческий разум. Человек соразмерен разуму, разум един, обязателен, он диктует

    законы не только миру, но

    изаконы человеческого мышления. Разум есть условие единства личности и мира.

    Русская философия. Проблема бытия понималась по-разному. Категория бытия является одной из основных для христианской философии. Является отправным пунктом к познанию бога.

    Материализм. В марксизме бытие не было актуальным, оно рассматривалось через категории материи.

    Бытие=материя, все свойства материи переносились на бытие. Энгельс: «Бытие мало что добавляет к существованию вещи». Ленин: « «Единство мира не в его бытие, а в

    материальности».

    Основные категории онтологии и их соотношение

    1) С одной стороны существуют неизменные формы бытия (метафизическая действительность):

    геометрич. Формы,

    математич. И т.д. и изменяемая форма бытия, которая связана прежде всего с материальным миром, причем эта форма находится в изменении. Сфера информации, сфера знаний. 2)

    Существует материальная и идеальная форма. Существуют также синтетические формы бытия. 3) Выделяются как реальные формы так и гипотетические (представленные только в сознании

    человека). К реальным формам относят: природу, человечество, сам человек, биотехнический мир («вторая природа»), а также это 3-я форма называемая экологической. В совокупности

    реальные формы бытия составляют для человека 1-ю вселенную». «2-я вселенная» представлена в

    гепотетических формах бытия (от сл. Гипотеза). Это также мировой дух, неземные цивилизации, бог, мистическая реальность, духовная оболочка, порождаемая единым

    человечество. Вывод: реальные и

    гипотические формы бытия в совокупности представляют для человека мировой

    закон расширения вселенной

    3. Проблема субстанции

    Что делает мир единым? Пытались найти основу всего сущего. Основа всего сущего–субстанция(категория философии).

    Понятие субстанции сформировалось не сразу.

    Substantia

    – сущность или того, что лежит в основе.

    Первоначально субстанция–субстрат.

    СУБСТРАТ ( от лат.

    sub - под и

    stratum - кладка, постройка, сооружение ) ­­­основа

    единства,

    однородности

    различных

    предметов

    различных

    свойств

    отдельного, единичного предмета, вещи и их совокупности.

    Сегодняшнее понимание–многообразие вещей, явлений, которые существуют через субстанцию, благодаря ей, но сами субстанцией не являются.

    В зависимости от того, что понималось под С., легко классифицировать все философские течения:

    Плюралисты–монисты

    (материальные, идеальные).(Плюрализм–в основе всего сущего–множество изолированных равнозначных сущностей, не сводимых к единому началу; монизм–в основе всего сущего одно

    начало)

    Идеализм.

    Тоже говорили о материи. Понятие материи использовали. Чтобы оттенить понятие идеального. «Нет в мире вещи, которую оно обозначает».

    Материализм

    Материалистический монизм

    –под субстанцией бытия понимается некоторое материальное начало–элементы природы(воздух, вода), абстрактная материя–

    апейрон.

    Материалистический плюрализм

    –в основе–несколько сущностей.

    Ньютон: время, пространство, движение–три состояния.

    4. Эволюция представлений о материи.

    Материя–это философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, отображается, фотографируется нашими ощущениями,

    существуя независимо от них.

    Эволюция представления о материи:

    Античная философия: сложилось направление–стихийный материализм(К.Маркс). Они исходят из понятия

    первоматерии(вода, воздух, земля, огонь) или у

    Демокрита–атом. Античные философы считали материю основой чувственно материального мира. Это понимание материи было субстратным.

    Первоматерия–причина материальности предметов, любой предмет каким–либо образом сделан из

    первоматерии. «Материальный» значит вещественный. Платон ввел название материи

    hyle

    . Но разработал это понятие Аристотель: «Материя есть возможность того, действительностью чего является форма». Но уже в то время от такого понимания материи пытались

    отказаться.(Пифагор–в основе–число). Далее- Теория атомизма(Евклид,

    Демокрит).

    К 17 веку материя представлена в классическом виде, «как субстанция»- материя–сущность вещей, но материя вещью не является. Это понимание важно тем, что такая материя является

    причиной всех тех изменений, которые происходят в мире. Материя развивается из себя по своим собственным законам. Не нужно обращаться к богу, а нужно обращаться к самой природе.

    В это же время–механистический взгляд на материю. Все явления объяснялись действием сил притяжения и отталкивания. Это толкование исходило из состояни...

    Забрать файл

    Похожие материалы:


    Добавить комментарий
    Старайтесь излагать свои мысли грамотно и лаконично

    Введите код:
    Включите эту картинку для отображения кода безопасности
    обновить, если не виден код



ПИШЕМ УНИКАЛЬНЫЕ РАБОТЫ
Заказывайте напрямую у исполнителя!


© 2006-2016 Все права защищены