Фундаментальная онтология М. Хайдеггера

    Дисциплина: Философия
    Тип работы: Реферат
    Тема: Фундаментальная онтология М. Хайдеггера

    Содержание

    Фундаментальная онтология М. Хайдеггера.

    Университет Наяновой

    Кафедра философии

    Самара 1998

    Работа выполнена

    студенткой 14 класса

    Светлой Татьяной Игоревной

    ценка

    отлично

    Содержание

    Введение.

    Часть первая.

    Проблема смысла бытия. Аналитика

    Dasein.

    Часть вторая.

    Подлинный и неподлинный способ человеческого существования.

    Часть третья.

    Онтология Ничто.

    Заключение.

    Список источников и литературы.

    ВВЕДЕНИЕ

    В современной философии, как и во всей предшествующей истории философии,

    проблема бытия является фундаментальной проблемой. Все остальные философские проблемы имеют смысл и значимость постольку, поскольку на них падает отблеск бытия.

    Занимаясь поисками бытия, философия отстаивает свою специфику перед наукой, религией, искусством, выявляет особый характер мышления, как особого способа жизни, в котором бытие может

    открыться. Поиски бытия не являются занятием небольшой узкопрофессиональной групыы людей, а поиски человеком, говоря словами М. Хайдеггера, своего дома, т.е. преодоление своей бездомности

    и осиротелости. Поиски бытия - это поиски своих корней, с помощью которых человек способен преодолеть бессмысленность окружающего мира, почувствовать себя необходимой и незаменимой частью

    бытия,

    пастухом бытия

    ”, которому завещана весть о бытии, являющаяся основной задачей его жизни. Эти поиски являются фундаментом человеческого существования.

    За века, прошедшие со времен Парменида, под бытием понимали многое -мышление, мир идей, Бога, материя и т.д. Понимание бытия, прикосновение к нему, осененность

    бытием преобразует, преображает, человека, вырывая его из бессмысленного хаоса эмпирической жизни и делая его само-бытным, делая его самого бытием.

    Что есть бытие, в чем сущность человеческой природы, как связан человек с бытием, что есть самобытность человека? - эти вопросы занимают важнейшее место в

    онтологической проблематике философов ХХ века. Возможны ли вообще рациональные и однозначные ответы на вопросы:

    в чем заключается человечность человека, то есть его бытие, в чем причина появления массового человека, для которого гуманные ценности и идеалы - пустой

    звук.

    Назначение нижеследующей работы в попытке разобраться с этими и многими другими вопросами, опираясь на философские труды немецкого философа ХХ века М.Хайдеггера.

    Произведения великого философа, имевшие огромный успех при его жизни и продолжающие оказывать неослабевающее влияние на современность, на мой взгляд, являются одними из знатичельнейших в

    истории философии.

    Под влиянием Хайдеггера формировалось мышление Ж.-П. Сартра, Гадамера, отчасти - А. Камю и Х. Ортеги-и-Гассета, а также ряда менее известных философов Германии и за её

    пределами.

    Книги Хайдеггера имеют вид произведений вневременного характера. Тщательный текстологический анализ его текстов позволяет выявить ту специфическую духовную традицию,

    на которую он опирается:

    это прежде всего Гуссерль, Ницше, Дильтей и Зиммель, далее - Кьеркегор, Новалис и Гёльдерлин, и, наконец, - молодой Лютер, Таулер и Экхарт. Очарование хайдеггеровской

    мысли огромно. Человек, однажды попавший в орбиту ее влияния, рискует остаться там навсегда. Такая участь постигла в Германии многих. Уже в конце 20-х здесь появился неологизм

    "хайдеггерствовать", то есть говорить языком лекций и семинаров Хайдеггера. Суггестивная сила этого человека оказалась столь значительной, что подчиняла себе и людей, никогда Хайдеггера

    не слышавших: по прочтении его работ пробуждалось непреодолимое желание мыслить в русле Хайдеггера. И его словами.

    Его творчество, в корне изменившее направление европейской мысли до сих пор не осмыслено. Оно ,,есть берегущий самое себя горный массив, одолеть который мы ещё не в

    состоянии. Но мы, конечно, можем немного пройти по той или иной тропе и при этом углядеть много непривычного и волнующего - однако всё это очень далеко от скалолазанья или

    альпинизма

    . Стремление понять мысль Хайдеггера требует постоянного усилия. Можно сказать даже, что сама мысль существует только пока это усилие есть, и пока оно есть, можно

    надеяться, что хайдеггеровская мысль может быть сформулирована, удержана и понята.

    Проблема смысла бытия

    Аналитика

    Dasein

    С момента публикации работы ,,Бытие и время

    , принесшей ему широкую известность, и вплоть до последних лет своей жизни Хайдеггер не уставал повторять, что в центре его внимания находится проблема бытия.

    Фундаментальная онтология, согласно Хайдеггеру, должна начать с вопроса о бытии, т.е. о смысле бытия. Он обосновывает необходимость и актуальность новой постановки вопроса о бытии, потому

    что старое понимание бытия со времён Платона превратилось в догму

    . Более того, последущая работа философской мысли привела фактически к упразднению вопроса о бытии. Постепенно господствующим стало мнение, что вопрос о бытии вообще

    излишен, ибо

    1.бытие - самое общее понятие, которое охватывает всё сущее. Но всеобщность бытия иного порядка, чем всеобщность материальных родов, по отношению к которым бытие

    трансцендентно. 2.понятию бытия нельзя дать определение. Но неопределимость бытия, напротив, понуждает к вопросу о его смысле. 3.бытие принимается как само собой разумеющееся понятие. Но

    ведь именно самопонятное есть истинная и единственная тема философии. Таким образом, став физикой, метафизика забыла о быти, более того, забыла о самом забвении.

    Понимание бытия всегда существует, но оно остаётся смутным. В хайдеггеровском определении бытия определённым оказывается лишь отграничение его от предметного,

    эмпирического мира, мира сущего. Всё остальное - достаточно зыбко и неопределённо. Вопрос в том, как поставить вопрос о бытии. ,,Чтобы проблему бытия истолковать со всей возможной

    прозрачностью, необходимо сначала прояснить способ проникновения в бытие, понимания и концептуального владения его смыслом, а также прояснить возможность определённого сущего в качестве

    образца и указать подлинный путь доступа к нему

    . Сущим мы называем очень многое. Тогда возникает вопрос о том, с какого же сущего следует считывать смысл бытия. К бытию необходимо подходить с точки зрения такого

    сущего, которое способно раскрывать сокрытое, спрашивать и одновременно понимать самого себя, т.е. нужно указать на такое сущее, в котором бытие само себя обнаруживает.

    Хайдеггеровская онтология есть фундаментальная (или критическая) онтология, потому что сам вопрос и способ его постановки включается в существо онтологии. Здесь важно

    отметить феноменологическое начало хайдеггеровской философии. Феноменология ищет феномен, а это, прежде всего - открытость, себя-в-самом-себе-показывающее, т.е. то, что говорит само за

    себя. Вопрос о бытии, мыслимый феноменологически, предполагает вопрос-феномен

    этот вопрос задаёт не онтолог, а некое сущее самим своим существованием осуществляет вопрос о бытии. Сущее, в бытии которого речь идёт о самом этом бытии, сущее,

    отличающееся от другого сущего тем, что оно онто-логично, - т.е. устроено так, что находясь среди сущего, от-носится, вы-носится из сущего к бытию сущего в возможной...

    Забрать файл

    Похожие материалы:


    Добавить комментарий
    Старайтесь излагать свои мысли грамотно и лаконично

    Введите код:
    Включите эту картинку для отображения кода безопасности
    обновить, если не виден код



ПИШЕМ УНИКАЛЬНЫЕ РАБОТЫ
Заказывайте напрямую у исполнителя!


© 2006-2016 Все права защищены