Философия Феофана Прокоповича

    Дисциплина: Философия
    Тип работы: Реферат
    Тема: Философия Феофана Прокоповича

    Феофан

    (Елисей в миру)

    Прокопович (1677-1736) - выда­ющийся деятель «Ученой дружины Петра I

    », один из основных ее интеллектуальных наставников. Начиная с 1709 г., он участвовал в разработке различных «указов», «регламентов», «распоряжений», программ

    внутренней и внешней политики, в том числе относительно церкви и духовенства. Человек ближайшего окружения Петра I, Феофан отличался редким трудолюбием, однако оценка его участия в

    Петровых реформах никогда не была однозначной.

    Между тем жизнь Феофана

    Прокоповича не была легкой, творческий путь - гладким, а посмертные характеристики его роли в истории духовной культуры России и поныне тенденциозно

    неадекватны. Даже краткий обзор его жизни, ознакомление с отдельными сторонами мировоззрения убеждают в сказанном.

    Выходец из купеческой семьи,

    Елисей родился в Киеве. Он рано был определен сначала в начальную школу Киево-Братского монастыря, а затемотдан

    после смерти отца попечителем, дядей по линии матери, в Киево-

    Могилянский коллегиум (академию). Протектор академии В.

    Ясинский и профессор философии Г.

    Одорский, обратив внимание на незаурядные способ­ности

    Елисея, много сделали для формирования мировоззрения будущего мыслителя. Вряд ли в стороне от забот о племяннике оставался и дядя (выбранный ректор

    академии Феофан

    Прокопович). После Киева

    Елисей продолжал свою учебу за рубежом (1695-1701), в частности в Риме, в иезуитском

    Коллегиуме св. Афанасия. Обучение здесь было нелегким, хотя и успешным, скитания за границей - тяжкими. С

    радостью вернулся он на родину (1704), где вскоре принял монашество, получив при пострижении имя дяди- Феофан

    Прокопович.

    Система деизма: формы выражения

    В Киеве началась

    практическая, общественная и политическая деятельность

    Ф. Прокоповича - профессора, протектора, а затем и ректора Киево-

    Могилянской академии. Сначала он преподавал поэзию, риторику, философию и этику. Блестящий лектор, Феофан становится и знаменитым проповедником,

    создателем многих оригинальных трудов

    и переводов философско-богословской литера­туры древних и современных ему авторов, мастером поздравительных и поучительных «слов»,

    активным деятелем церковного и граждан­ского движений своего времени. После победы русских войск над шведскими полками под Полтавой (1709) Петр I все

    больше и больше приближает к себе Феофана, берет его в

    Прутский поход (1711), а через пять лет переводит в Петербург. Включившись в государственную, научную и церковную работу,

    Прокопович переживает «период

    наиактивнейшей общественной деятельности»

    (1716-1725).

    Заслуживает особого вникания деятельность Феофана

    Прокоповича в качестве руководителя Святейшего Синода, архиепископа Новгородского и

    Великолуцкого, влиятельного в церковных кругах богослова, крупного знатока философии, логики, риторики, этики, эстетики, истории и

    гомелетики. В 20-

    ЗО-е годы исключительное значение имело его участие в подготовке нескольких проектов будущих «указов» (1716-1724), в делах по реорганизации академии

    при

    Заиконоспасском монастыре, в создании

    Петербургской Академии наук

    , а также столичной духовной академии (1725). Параллельно с этим в относительно короткий срок он завершил несколько фундаментальных философских,

    богословских, политических и публицистических трактатов: «Духовный регламент», «Слово о власти и чести царской», «Правда воли монаршей», «Рассуждение о безбожии» и др. (1717-1733). В

    этих работах в связи с деятельностью по защите петровских преобразований

    Прокоповичем предлагался целый ряд концепций, получивших в его творческом наследии весьма глубокое обоснование. По словам его биографов, он отстаивал необходимость

    «секуляризации общественной мысли», освобождения ее от «богословского плена

    », являлся теоретиком системы философ­ского

    деизма и принципов «естественного права

    », обоснователем новейших для его времени принципов риторики, логики и теории истины

    , эстетических понятий и канонов

    . Соглашаясь с этими утверждениями, было бы неправильно сводить к ним всю гамму творческих интересов

    Прокоповича: многие стороны его творческой и общественной деятельности в приведенном перечне даже не упоминаются. Бесконечно богаче и мировоззрение

    Прокоповича, разработанное с присущей ему глубиной и талантом, но не лишенное противоречий, изломов, двойственности и парадоксальности.

    Противоречивость эта обусловлена тем, что

    Прокопович по-но­вому понимал назначение философии. Она оценивалась им не как эзотерическое знание для отдельных философов, но как средство удовлетворения

    соответствующих запросов значительного круга лю­дей.

    Ф. Прокопович пытался дальше развить идейные позиции своих предшественников, зачастую выступая как подлинный новатор. Это подтверждают уже ранние его

    лекции в Киево-

    Могилянской ака­демии. Отступая от традиции, в соответствии с которой вопросы онтологии освещались в курсе метафизики,

    Ф. Прокопович излагал их в курсе натурфилософии. В этом разделе его философского курса речь идет как о бытии, сущности и существовании, субстанции и

    акциденциях, так и материи, движении, пространстве, времени, причинности. Уже это перенесение онтологических вопросов из метафизики в натурфилософию свидетельствует о том, что он

    «пытался найти разгадку сущности бытия мира не в сфере сверхъестественного, а на пути изучения природы

    ». Имеющиеся в этих лекциях остатки схоластики только характеризуют степень сближения мыслителя с идеями философии нового времени - Возрождения,

    Реформации и раннего европейского Просвещения.

    Общая тенденция к секуляризации общественной жизни, свойст­венная общественной позиции

    Ф. Прокоповича, в его философии выражалась в стремлении преодолеть «изнутри»

    провиденциалистское, авторитарное понимание содержания философских знаний, их традиционную

    теологизацию. «Ренессанс подорвал средневековую авторитарность мышления, не отбросив ее, а, наоборот, доведя до предела и обратив в противоположность

    ». Ренессансный подход членов «Ученой дружины Петра I

    » к проблеме предмета философии отодвигал в сторону теологию и схоластику.

    Ф. Прокопович в предмет философии включал рационалистически понятую задачу выявления «общих принципов» совокупного бытия «тел»,

    субстанционных связей, форм и причин «материальных вещей». Созданный богом мир, полагал он, развивается на основе собственной сущности, природной

    причинности и должен «рассматриваться как объект в собственном значении

    ». Прокопович не отбрасывал напрочь понятия «бог», теологические «начала» бытия и др.: они присутствуют в его рассуждениях в

    гилозоистической форме. Божественное начало призвано гармонизировать материю, придавать ей соразмерность, пропорциональность, благозвучность и

    изящество. Отражение этих свойств материального мира, макрокосмоса, человека с его разумом и способностью речевого общения - великая задача философии. Как видим, к общим

    мировоззренческим принципам подключаются эстетические, риторические, поэтические, художественные «начала». Именно поэтому

    Прокопович писал: «Великий светоч ума человече­ского - философия - либо рождена...

    Забрать файл

    Похожие материалы:


    Добавить комментарий
    Старайтесь излагать свои мысли грамотно и лаконично

    Введите код:
    Включите эту картинку для отображения кода безопасности
    обновить, если не виден код



ПИШЕМ УНИКАЛЬНЫЕ РАБОТЫ
Заказывайте напрямую у исполнителя!


© 2006-2016 Все права защищены