Уровни научного знания эмпирический, теоретический, метеотеоретический

    Дисциплина: Философия
    Тип работы: Реферат
    Тема: Уровни научного знания эмпирический, теоретический, метеотеоретический

    Выступление

    Уровни научного знания: эмпирический, теоретический,

    метотеоретический

    Подготовил

    Сысуев Вадим Николаевич

    Кривой Рог

    2000

    Научное знание и сам процесс его получения характеризуются системностью и структурированностью. Прежде всего в структуре научного принято выделять эмпирический и теоретический

    уровни знания. А совокупность тех исследовательских процедур, которые ведут к достижению знания на этих двух уровнях, соответственно подразделяется на эмпирический и теоретический

    этапы научного исследования.

    Оснований для выделения эмпирического и теоретического эта­пов в научном исследовании существует несколько. В частности, эти два этапа и уровня в научном исследовании

    различаются но гносеологической направленности исследования, по характеру и типу получаемого знания, по используемым методам и формам познания, по познавательным функциям, по

    соотношению чувствен­ного и рационального коррелятов познания и ряду других при­знаков.

    По гносеологической направленности эмпирический и теорети­ческий уровни исследования различаются тем, что на эмпириче­ском уровне познание ориентировано на изучение явлений и

    по­верхностных связей между ними, без углубления в

    сущностные связи и отношения, а на теоретическом этапе познания главной гносеологической задачей является раскрытие причин и

    сущностных связей между явлениями. На этом и основано различие в по­знавательных функциях, реализуемых на этих этапах познания. Главной познавательной задачей

    эмпирического этапа является описание явлений, а на теоретическом

    — основной познавательной задачей является объяснение изучаемых явлений. Наиболее четкое различие между двумя уровнями познания проявляется в характе­ре получаемых

    научных результатов. Основной формой знания, по­лучаемого на эмпирическом уровне, является научный факт и со­вокупность эмпирических обобщений. На теоретическом уровне по­лучаемое

    знание фиксируется в форме законов, принципов и научных теорий, в которых и раскрывается сущность изучаемых явле­ний. Соответственно различаются и методы, используемые при по­лучении

    этих типов знаний. Основными методами, используемыми на эмпирическом этапе познания, являются наблюдение, экспери­мент, индуктивное обобщение. На теоретическом этане познания

    используются такие методы, как анализ и синтез, идеализация, ин­дукция и дедукция, аналогия, гипотеза и др.

    Различие между эмпирическим и теоретическим этапами позна­ния проявляется также в различном соотношении чувственного и рационального коррелятов познавательной деятельности.

    Прежде чем обсуждать этот вопрос, следует остановиться на проблеме со­отношения пар категорий «чувственное

    —рациональное» и «эмпи­рическое

    —теоретическое». До становления в методологии и фило­софии второй пары категорий первая пар категорий употреблялась в различных смыслах. Прежде всего «чувственное» и

    «рациональ­ное» использовались для обозначения двух видов познавательных способностей человека

    . Чувственная познавательная способность проявляется в ощущениях,

    восприятиях, представле­ниях. Рациональность же проявляется и способности к понятийно­му мышлению, суждению и умозаключению. Во втором смысле «чувственное» и

    «рациональное» употреблялись для обозначения этапов и уровней познания, ступеней познания, типов знания. К на­стоящему времени второй смысл понятий «чувственное» и «рацио­нальное»

    целиком закреплен за парой категорий «теоретическое

    —эмпирическое». «Чувственное» и «рациональное» характеризуют лишь познавательные способности человека, но не этапы или виды знания. В своем использовании в человеческом

    познании они не оторваны друг от друга. Не может быть чувственного знания как такового и рационального знания как такового, хотя можно выделять эмпирический и теоретический тины

    знания. Соотношение же чувственного и рационального коррелятов в эмпирическом и тео­ретическом познании различное. В эмпирическом познании доми­нирует чувственный коррелят, а в

    теоретическим

    — рациональный. Соответственно различное соотношение чувственного и рациональ­ного коррелятов находит свое отражение и в методах, используе­мых на каждом этапе. Ясно, что

    метод наблюдения, используемый на эмпирическом этапе, базируется в основном на чувственной по­знавательной способности, но в той степени, в какой наблюдение имеет целенаправленный

    характер, а его результаты фиксируются в языковой форме, оно включает в себя и использование рационального познания. Аналогичным образом, поскольку на теоретическом этапе в основном

    используется способность к абстрактно­му, понятийному мышлению, в нем доминирует рациональный кор­релят, но в той степени, в какой любое понятие ассоциируется с определенной

    совокупностью восприятии, представлений и нагляд­ных образов, в нем присутствует и чувственная компонента.

    Следует, однако, иметь в виду, что при всех различиях жесткой границы между эмпирическим и теоретическим познанием не су­ществует. Так, эмпирическое исследование, хотя и

    ориентировано на познание и фиксацию явлений, постоянно прорывается на уро­вень сущности, а теоретическое исследование ищет подтверждения правильности своих результатов в эмпирии.

    Эксперимент, будучи во многих науках основным методом эмпирического познания, всегда теоретически нагружен, а любая самая абстрактная теория должна всегда иметь эмпирическую

    интерпретацию. Но при всей неопределенности границ между эмпирическим и теоретическим знанием введение этих категории, безусловно, знаменовало собой прогресс в развитии методологии

    науки, поскольку способствовало конкретизации наших представлений о структуре познавательной деятельности в науке. В частности, использование этих категорий позволило уточнить

    структуру научного познания в целом, спо­собствовало формированию более конструктивного подхода к решению проблемы эмпирического обоснования научного знания, привело к более полному

    выявлению специфики теорети­ческого мышления в научном исследовании, позволило уточнить ло­гическую структуру выполнения наукой основных познавательных функций, а также содействовало

    решению многих фундаменталь­ных проблем логики и методологии научного познания. За послед­нее время советские философы внесли существенный вклад в разработку этих категорий. Учитывая

    разработанность этих категорий, мы рекомендуем студентам для освоения их содержания обратить­ся к имеющейся литературе.

    В настоящее время отрицать фундаментальное значение этих категории в решении методологических проблем науки невозмож­но, даже принимая

    в расчет существование всех тех расхождений, которые имеются между различными авторами по вопросу об ис­толковании сущности и содержания категорий эмпирического и

    теоретического. Однако следует заметить, что введение этих кате­горий и уточнение их содержания одновременно сопровождалось и молчаливым,

    имплицитным принятием допущения о дихотомиче­ском характере этих категорий по отношению к общему представ­лению о структуре научного знания, т.е. предполагается, что

    тео­ретическое и эмпирическое являются базисными, исходными методологическими е...

    Забрать файл

    Похожие материалы:


    Добавить комментарий
    Старайтесь излагать свои мысли грамотно и лаконично

    Введите код:
    Включите эту картинку для отображения кода безопасности
    обновить, если не виден код



ПИШЕМ УНИКАЛЬНЫЕ РАБОТЫ
Заказывайте напрямую у исполнителя!


© 2006-2016 Все права защищены