Структура научного знания

    Дисциплина: Философия
    Тип работы: Реферат
    Тема: Структура научного знания

    РЕФЕРАТ.

    Тема:

    Структура научного знания."

    Выполнил: студент 205 гр. л/

    Юдин С. С.

    Проверил:

    преподаватель

    Миргеева В.П.

    Владивосток - 1998 г.

    СТРУКТУРА

    НАУЧНОГО

    ЗНАНИЯ

    Что представляет собой научное знание? Какова его структура?

    ля того чтобы ответить на эти вопросы, необходимо прежде всего обратить внимание на то, что научное знание

    это сложная система с весьма разветвлен

    ной иерархией структурных уровней.

    ля решения нашей задачи вычленим три уровня в структуре научного знания:

    локальное знание, которое в любой науч

    ной области соотносится с

    теорией;

    знания, составляющие целую научную область;

    знания, представляющие всю науку.

    ЭМПИРИЧЕСКИЙ

    ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ

    УРОВНИ

    ЗНАНИЯ

    Рассмотрим вопросы, связанные со структурой локальной области знания.

    Очевидно, что здесь можно выделить по крайней мере два уровня:

    уровень эмпирических знаний

    и уровень

    теоретических знаний.

    На конкретном примере

    механике

    выясним, что представляют собой уровни эмпирического и теоретического знания.

    Эмпирия здесь связана с наблюдениями и экспериментами над механическими

    перемещёниями твердых тел или жидкостей. Совокупность эмпирических данных дают нам также

    астрономические наблюдения за перемещениями небесных тел

    и это очень важные знания, на которые опирается механика. В свое время

    Пуанкаре говорил, что самое большое благо, которое принесла астрономия человечеству, заключается в том, что, глядя на небо, люди поняли, что

    все в мире подчиняет

    ся законам и что перемещение небесных тел

    это самое очевидн

    ое проявление закономерности окружающей нас действительности

    ля знаний, полученных на эмпирическом уровне, характерно то, что они являются результатом непосредственного контакта с живой реальностью в

    наблюдении или эксперименте. На этом уровне мы получаем знания об определенных событиях, выявляем свойства интересующих нас объектов или процессов, фиксируем отношения и, наконец,

    устанавливаем эмпирические закономерности.

    Над эмпирическим уровнем науки всегда надстраивается теоретический уровень.

    Теория, представляющая этот уровень, строится с явной направленностью на об

    ъяснение объективной реальности (главная задача теории заключается в том, чтобы описать, систематизировать и объяснить все множество

    данных эмпирического уровня).

    Однако теория строится таким образом, что она описывает непосредственно

    не окружающую действительность, а идеальные об

    ъекты.

    Механика, например, описывает не реальные процессы, с которыми человек непосредственно имеет дело в действительности, а относящиеся к идеальным объектам,

    например материальным точкам.

    Идеальные объекты в отличие от реальных характеризуются не бесконечным, а вполне определенным числом свойств. Материальные точки, с которыми имеет дело

    механика, обладают очень небольшим числом свойств, а именно массой и возможностью находиться в пространстве и времени.

    Таким образом, идеальный объект строится так, что он полностью интеллектуально контро

    лируется.

    В теории задаются не только идеальные объекты, но и

    взаимоотношения между ними, которые описываются законами. Кроме того, из первичных идеальных объектов можно конструировать производные об

    ъекты.

    В итоге теория, которая описывает свойства идеальных объектов, взаимоотношения между ними, а также свойства конструкций,

    образован

    ных из первичных идеальных объектов,

    способна описать все то многообразие данных, с которыми ученый сталкивается на

    эмпирическом уровне.

    Происходит это следующим образом: из исходных идеальных объектов строится некоторая теоретическая модель данного конкретного явления и предполагается, что

    эта модель в существенных своих сторонах, в определенных отношениях

    соответствует тому, что есть в

    действитель-ности.

    Уточним теперь наши представления о теоретическом уровне знания. Важно иметь в виду, что этот уровень знания обычно расчленяется на две существенные части,

    представляемые фундаментальными теориями и

    теориями, которые описывают конкретную (достаточно большую) область реальности, базируясь на фундаментальных теориях.

    Так, механика описывает материальные точки и взаимоотношения между ними, а на основе ее принципов далее строят

    различные конкретные теории, описывающие те или иные

    области реальности.

    Для описания поведения, например

    небесных тел строится

    небесная механика. При этом Солнце представляет собой

    центральное тело, обладающее большой массой, а планеты

    тела

    движущиеся вокруг этого

    центрального тела по зако

    нам механики и по закону всем

    ирного тяготения.

    Эта конкретная модель стро

    ится из материаль

    ных точек и

    рассчитывается исходя из принципов механики. Таким же образом

    на базе механики

    строятся и

    другие конкретные теории: т

    вердого тела, жидкости и т.д. Часто при построении так

    их теорий удается обойтись

    только принципами механики, однако при построении, например, теории тепловых явлен

    ий в конце концов выясняется, что

    принципов

    законов механики недостаточно, что нужны еще вероятност

    и, представлен

    ия.

    Важно еще раз отметить, что в теории мы всегда имеем

    дело с идеаль

    ным объектом: в фундаментальных теориях

    с на

    иболее

    абстрактным

    идеальным объектом, а в теориях второго поколения

    определенными про

    извод

    ными от этих идеальных объектов, на

    основе

    которых конструируются модели конкрет

    ных явлений действительности.

    Роль теории в науке определяется тем, что в ней мы имеем дело

    с интеллектуаль

    но контролируемым объектом, в то время как на

    эмпи

    рическом уровне

    с реальным объектом,

    об

    ладающим б

    есконеч

    ным количеством свойств и инте

    ллектуаль

    но не ко

    нтр

    олируемым.

    Поскольку в теории мы имеем дело с интеллектуально контролируемым объектом, то мы можем о

    писать теоретический объект как угодно детально и

    получ

    ить в принци

    пе сколь угодно далекие следствия из теоретических

    представлений. Коль скоро наши исходные абстракции верны, мы можем

    быть увере

    ны, что и следствия из них будут верны. Сила теории состоит в том, что она может развиваться как бы сама по

    себе, без прямого контакта с действительностью. Естественно, что

    исходные прин

    ципы должны соотноситься с действительностью.

    Итак, в с

    труктуре научного знания выделяются два существ

    енно различных, но взаимосвязанных уровня: эмпирический

    теоретически

    Но чтобы адекватно описать локальную область знания

    , этих двух

    уровней оказывается недостаточно. Необходимо выделить часто

    не фиксируемый, но очень существенный уровень структуры научного з

    нан

    ия

    ур

    овен

    философских предпосылок,

    содержащий общие

    пр

    едставления о действительности и

    процессе познания, выраженные в

    системе

    философских понятии.

    ФИЛОСОФСКИЕ

    ОСНОВАНИЯ

    НАУКИ

    Рассмотрим область явлений микромира, которая изучается кван

    то

    вой механикой, и определим, в каких аспектах ученый имеет здесь

    дело с ф

    илософскими предпосылками.

    Квантовая механика опирается на определен

    ную совокупность эмпирических данных, получаемых при изучении микропроцессов с

    помощью различных приборов: счетчиков Гейгера, камеры Вильсона, (

    фотоэмульсии и т.д....

    Забрать файл

    Похожие материалы:


    Добавить комментарий
    Старайтесь излагать свои мысли грамотно и лаконично

    Введите код:
    Включите эту картинку для отображения кода безопасности
    обновить, если не виден код



ПИШЕМ УНИКАЛЬНЫЕ РАБОТЫ
Заказывайте напрямую у исполнителя!


© 2006-2016 Все права защищены