Средневековая схоластика и её проблемы

    Дисциплина: Философия
    Тип работы: Реферат
    Тема: Средневековая схоластика и её проблемы

    МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

    БЕЛОРУСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

    Кафедра политологии

    РЕФЕРАТ на тему:

    «Средневековая схоластика и её проблемы»

    Выполнил студент

    курса ФБД:

    Клименок М. А.

    Проверил преподаватель:

    Васильева

    И. Л.

    Минск 2001г.

    Список использованной литературы:

    1. Введение в философию: Учебник для вузов. В 2ч. Ч. 1

    / Под общ. ред. И. Т. Фролова. – М.: Политиздат, 1989. Стр. 118 - 125

    2. Шаповалов В. Ф. «Основы философии. От классики к современности»: Учеб. пособие для вузов. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 1999. Стр. 164 – 169

    План:

    Общая характеристика схоластики

    Специфика средневековой схоластики

    Вера и Разум – Парадигма схоластической философии

    Схоластика и «христианское завоевание мира»

    Время, люди, мысли

    Фома Аквинский – Систематизатор средневековой схоластики

    ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СХОЛАСТИКИ

    Средневековая западная цивилизация - огромный по богатству содержания и форм духовно-культурный мир, отмеченный неповто­римыми достижениями и простирающийся во временном

    диапазоне нескольких столетий. Богатство культуры средневекового Запада не сводится лишь к произведениям схоластического богословия. Однако средние века не только немыслимы без

    схоластики, но в значитель­

    ной мере определяются ею. Схоластическое богословие наложило глу­бокий отпечаток на всю культуру западного средневековья. Известно сравнение средневекового готического

    храма с богословско-философскими сочинениями. Готический храм есть аналог «Суммы теологии»

    (именно так назывались произведения теологов): та же величавая строй­ность, соразмерность частей и всеохватность. Собор с не меньшей полнотой, чем богословский трактат,

    выражал совокупность пред­ставлений своего времени. Все христианское учение наглядно развер­

    тывалось перед глазами верующего. Оно передавалось через внешнюю и внутреннюю архитектуру, через организацию пространства, устрем­ляющую душу человека ввысь, через

    огромное множество играющих строго определенную роль деталей, через скульптурные изображения. Готический храм - схоластическая теология в камне. Данная анало­гия не может не

    свидетельствовать о значительности роли схоласти­ческого богословия в средние века.

    Схоластика (от греч. «схоле» - спокойное занятие, учеба) - сред­

    невековая ученость. Она тесно связана со складывающейся с

    VIII

    вв. системой образования на Западе. Вместе с тем это и новый этап

    в развитии духовной культуры Европы, пришедший на смену патри

    стике. Он базировался на святоотеческой литературе, являя собой од­

    новременно вполне своеобразное и специфическое культурное обра­

    зование.

    Принята следующая периодизация схоластики. Первый этап - от

    до

    в. - предварительный. Второй этап - от

    до

    в. - период

    интенсивного формирования. Третий этап -

    XIII

    в. - «золотой век

    схоластики». Четвертый этап -

    вв. - угасание схоластики.

    Каждый из этапов можно связать с личностями мыслителей, наи­

    более рельефно выражающих его особенности. Первый период ярко

    представляет И.С. Эриугена (ум. ок. 877 г.); второй - Ансельм Кентер-берийский

    (ум. в 1109 г.) и Пьер Абеляр (ум. в 1142 г.); третий - Фома

    Аквинский (1225-1274) и Бонавентура (1221-1274); четвертый -

    В. Оккам(ок. 1285-1349).

    Схоластическая ученость на практике представляла собой ряд сту­

    пеней, поднимаясь по которым ученик мог дойти до самых высших. В

    монастырских и церковных школах изучали «семь свободных искусств».

    Последние делились на «тривиум» (от числа «три») и «квадривиум»

    (от числа «четыре»). Ученик должен был сначала освоить тривиум, т.е.

    грамматику (латинскую), диалектику, риторику. Квадривиум, как бо­

    лее высокая ступень, включал арифметику, геометрию, музыку и ас­

    трономию. Учебными заведениями, обеспечивавшими еще более вы­

    сокий уровень подготовки, были университеты.

    Первые университеты возникли в

    в. в Париже и Болонье. В

    XIII

    вв. Европа покрылась целой сетью университетов. Потребность в

    них обусловливалась в первую очередь нуждами и задачами церкви.

    В большинстве случаев университеты прямо опирались на поддер­

    жку церковных властей. Главная цель университетской науки состояла

    в изучении и истолковании Священного Писания и Священного Пре­

    дания (т.е. произведений святых Отцов церкви). Истолкование свя­щенных текстов было исключительной прерогативой церкви и свя­занных с ней университетских ученых, с тем чтобы

    воспрепятство­

    вать распространению невежественных суждений о христианской вере.

    К истолкованию допускались ученые не ниже магистерского звания. В

    соответствии с основной задачей большинство университетов вклю­

    чало в свой состав два факультета - факультет свободных искусств и факультет теологии (богословия). Первый был необходимой подгото­вительной ступенью ко второму.

    Факультет теологии имел целью точное изучение Библии путем

    ее толкования и систематического изложения христианской доктри­

    ны. Итогом этой работы были так называемые «Суммы теологии».

    Магистрами теологии становились лишь те, кто ранее прошел обуче­

    ние на факультете свободных искусств. Впечатляющими были сроки

    обучения: на факультете свободных искусств - шесть лет, на факуль­

    тете теологии - не менее восьми лет. Таким образом, чтобы стать

    магистром богословия, приходилось затратить на обучение не менее

    четырнадцати лет. Впрочем, учение не могло не быть увлекательным,

    поскольку предполагало активное участие в дискуссиях и диспутах.

    Лекции чередовались с семинарами, на которых учащиеся отрабаты­

    вали умение самостоятельно применять полученные знания. Высоко

    ценились логическая дисциплина ума, критическое мышление, ост­

    рая проницательность.

    Университеты, таким образом, решали несколько взаимосвязан­

    ных задач. Прежде всего, они готовили кадры хорошо обученных и

    подготовленных идейных защитников христианства. Они же произво­

    дили богословско-философскую продукцию - трактаты различного

    назначения, с изощренно-логическим изложением христианского

    учения. На протяжении веков была создана огромная литература (со­

    чинения одного Бонавентуры насчитывают 50 томов, при том что

    изданы далеко не все). Совокупность доктрин (своеобразное «доктри

    нальное тело»), созданных в период средневековья, и принято назы­

    вать схоластикой в собственном смысле.

    Кроме прямых результатов деятельности ученых, развитие уни­

    верситетов привело к ряду эффектов, которые можно назвать побоч­

    ными. Однако они имели большое значение для средневековой и пос­

    ледующей европейской культуры. Во-первых, университеты способ­

    ствовали сглаживанию социальных противоречий, так как доступ в

    них был открыт для людей всех сословий и классов. К тому же учащи­

    еся из бедных семей могли рассчитывать на материальную поддержку

    на весь период обучения. Многие из них впоследствии достигали боль­

    ших высот как в учености, так и в социальном положении. Во-вто­

    рых, студенты и профессора университетов составили в своей сово­купности особое сословие - корпорацию людей, разных по своему

    происхождению. Происхождение в составе этой корпорации переста­

    вало играть ту решающую роль, какую оно...

    Забрать файл

    Похожие материалы:


    Добавить комментарий
    Старайтесь излагать свои мысли грамотно и лаконично

    Введите код:
    Включите эту картинку для отображения кода безопасности
    обновить, если не виден код



ПИШЕМ УНИКАЛЬНЫЕ РАБОТЫ
Заказывайте напрямую у исполнителя!


© 2006-2016 Все права защищены