Сергей Николаевич Булгаков - русский религиозный философ, богослов

    Дисциплина: Философия
    Тип работы: Реферат
    Тема: Сергей Николаевич Булгаков - русский религиозный философ, богослов

    Московский Педагогический Государственный Университет

    Факультет: социология и психология управления.

    Специальность: социолог.

    РЕФЕРАТ

    по дисциплине: философия.

    На тему: Сергей Николаевич Булгаков – русский

    религиозный философ, богослов

    Выполнила студентка

    Родина Е.В.

    Проверила

    Мартеева Л. В.

    Люберцы

    2000 г.

    Сергей Николаевич Булгаков (1871 – 1944) – выдающийся

    ру

    ский философ, социальный мыслитель, богослов – родился в семье священника в Орловской губернии. Получил строго религиозное воспитание. Окончил юридический факультет

    Московского университета по специальности «политэкономия». Начал публиковаться с 1896 г., стал ключевой фигурой в рядах марксистов. На рубеже веков пережил духовный кризис и в конечном

    счете пришел к религиозной философии. С 1901 по 1918 г. преподавал политэкономию в Киеве и Москве, опубликовал фундаментальные работы, активно участвовал в общественной и издательской

    деятельности. По его словам, из социолога постепенно стал богословом. В 1918 г. Булгаков принял сан священника. С 1923 г. жил в эмиграции. С 1925 г. и до конца жизни Булгаков был

    профессором Православного Богословского института в Париже, где, в частности, в течение ряда лет читал курс лекций под названием «Христианская социология».

    Начав свое творчество в качестве марксиста, Булгаков, по его словам, целиком отдавался усвоению и развитию идей К. Маркса и очень трудно и мучительно освобождался от гипноза их

    влияния. Более того, практически до последних своих сочинений Булгаков методологически оставался верным марксистскому подходу к обществу с его идеей

    о том, что в «конце времен» неизбежно наступит «царство свободы». Рубежным в эволюции Булгакова оказался двухтомный труд «Капитализм и земледелие» (1900), где

    мыслитель «против воли и в борьбе с самим собой» пришел к выводу о неприменимости марксистской доктрины к развитию сельского хозяйства и об ошибочности соответствующих выводов Маркса,

    опасности характерных для него предрассудков по отношению к крестьянству. Принципиальное значение для становления социологической концепции Булгакова имел вывод о невозможности научного

    прогноза в социологии, которым он завершил свое исследование.

    Важно подчеркнуть, что отказ от марксизма означал для Булгакова не просто отбрасывание признанных ошибочными идей, но нравственную обязанность предложить взамен отвергнутого нечто

    новое, иной тип миросозерцания, для чего необходимо было до последней глубины разобраться с сутью оставляемой идейной системы. Булгаков провел ряд глубоких, ставших классическими

    исследований корней и сути марксизма, охарактеризовал его как частный случай фейербахианства и

    контизма, предсказал последующую

    теологизацию и

    догматизацию марксистской доктрины.

    Пройдя, как и другие представители «легального марксизма», через неокантианство, Булгаков обращается к религиозной философии. Главной для него становится идея, четко

    сформулированная в книге «Свет невечерний»: «Осознать себя со своей исторической плотью в Православии и через Православие, постигнуть его вековечную истину через призму современности,

    а эту последнюю увидать в его свете – такова жгучая, неустранимая потребность,

    которая

    ощутилась явно с 19 века, и чем дальше, тем становится острее». На этом пути происходит встреча Булгакова с В.С. Соловьевым, идеи которого становятся для него фундаментом

    осмысления мира. Однако эти идеи, полагает Булгаков, должны быть синтезированы с реальной политикой, стать ее программой, что не было сделано Соловьевым. Поиск глубинных

    метафизических оснований бытия человека с одновременной ориентации на опосредованное этими основаниями решение повседневных социальных проблем становится определяющей чертой

    философско-социологического мышления Булгакова. Собственно в этом и заключался смысл проекта христианской социологии. На этом пути происходит встреча Булгакова с философией П.А.

    Флоренского, личность и идеи которого сыграли значительную роль в становлении философии и социологии Булгакова.

    Система социального идеализма предполагает, согласно Булгакову, «внутреннюю связь сверх опытного идеала и опытной действительности». Отсюда фундаментальное

    основоположение христианской социологии: только религия обосновывает социальную политику и социальное мировоззрение, «религия есть феномен общественности, тот `базис`, на

    котором воздвигаются различные `надстройки`… универсальное единящее начало, и человек есть существо общественное, лишь насколько он есть существо религиозное». Соответственно,

    социально-исторический процесс представляет собой раскрытие абсолюта, что выражается в трагическом столкновении «двух градов» – земного и небесного,

    человекобожия и богочеловечества. Трагедия эта непреодолима, она может быть только смягчена, чему, по Булгакову, и должна служить социальная наука. В этой связи мы должны

    остановиться на

    булгаковском учении о Софии, что позволит глубже понять его социологические идеи.

    «Центральной проблемой

    софиологии, - подчеркивает Булгаков, - является

    вопрос об отношении Бога и мира, или – что по существу является тем же самым – Бога и человека. Другими словами,

    софиология является вопросом о силе и значении Богочеловечества и притом не только Богочеловека как воплотившегося Логоса, но именно Богочеловечества как единства Бога со

    всем сотворенным миром – в человеке и для человека». София есть душа мира и его первообраз, собрание идей или «о божественных замыслов», отвечающих каждой из вещей и явлений мира, она

    «просвечивает» в мире «как разум, как красота, как… хозяйство и культура». Между человечеством (и человеком) и Софией существует неразрывное живое общение. «Природа человекообразна,

    она познает и находит себя в человеке, человек же находит себя в Софии и чрез нее воспринимает и отражает в природу умные лучи божественного Логоса, чрез него и в нем природа

    становится

    софийна. Такова эта метафизическая иерархия». Мир идей,

    содержащийся в Софии, представляет собой норму, предельное задание, закон жизни для всего существующего в тварном мире.

    Назначение человека – открыть

    софийность в себе и мире, и вот здесь-то вступает в свои права, хотя и ограниченные, социальная наука.

    Задачей социальной науки является, согласно Булгакову, установление и причинное объяснение действительности, представляющей арену нравственной деятельности. «По содержанию же

    истинность науки обосновывается ее

    софийностью, она возможна благодаря организующей силе Софии. В ней София овладевает миром». Булгаков при этом настаивает на четком определении пределов «социологического

    разума», выявлении того, что научно непознаваемо да и не требует этого. Социология, по его мнению, не открывает никаких законов, разве что тенденции, «дает лишь итог действий, не

    устанавливая их свершения», что делает невозможными социальные предсказания. Заметим, что в своей критике социологического разума Булгаков предваряет соответствующие модели

    критического рационализма К. Поппера. В своем общем выводе Булгаков подчеркивает методологическую условность социологических истин. Он...

    Забрать файл

    Похожие материалы:


    Добавить комментарий
    Старайтесь излагать свои мысли грамотно и лаконично

    Введите код:
    Включите эту картинку для отображения кода безопасности
    обновить, если не виден код



ПИШЕМ УНИКАЛЬНЫЕ РАБОТЫ
Заказывайте напрямую у исполнителя!


© 2006-2016 Все права защищены