Русская религиозная философия конца XIX- начала XX вв. (Вл. Соловьев, Н. Бердяев, В. Розанов, С. Булгаков)

    Дисциплина: Философия
    Тип работы: Реферат
    Тема: Русская религиозная философия конца XIX- начала XX вв. (Вл. Соловьев, Н. Бердяев, В. Розанов, С. Булгаков)

    БЕЛОРУССКАЯ

    ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТЕХНИЧЕСКАЯ

    АКАДЕМИЯ

    ПО

    ФИЛОСОФИИ

    РУССКАЯ

    РЕЛИГИОЗНАЯ ФИЛОСОФИЯ

    КОНЦА Х

    Х – НАЧАЛА ХХ вв.

    Вл. СОЛОВЬЕВ, Н. БЕРДЯЕВ, В. РОЗАНОВ, С. БУЛГАКОВ

    Студента

    МТФ

    группы 104218

    Грицаенко Д.В.

    г. Минск – 1999 г.

    ОГЛАВЛЕНИЕ

    Введение

    Новое религиозное сознание

    Религиозно – философские собрания .

    Духовный Ренессанс начала ХХ века. Его сущность и социальный смысл

    Теоретическая философия Вл. Соловьева .

    Религиозно – философская проблематика Вл. Соловьева

    Биографическая

    справка

    Глоссарий .

    Литература .

    ВВЕДЕНИЕ

    Значительную роль и влияние в развитии мировой философии на рубеже

    XIX - XX

    в.в. оказали работы выдающихся русских философов В. Розанова, Д. Мережковского, Н. Бердяева, Вл. Соловьева, С. Булгакова и др. Русской религиозной философии

    века современные философы отводят совершенно уникальную роль, что обусловлено несколькими причинами. Во-первых, в рамках этой философии ими были подведены мировоззренческие итоги

    многовековой истории развития России. Во-вторых, религиозная философия

    этого периода явилась последним ответом на происходящий исторический разлом Российской империи. В-третьих,

    философия в России начала века формировалась в борьбе с большевистской идеологией и потому пальма первенства в этом, несомненно, принадлежит наиболее достойным ее

    представителям.

    Будучи продуктом отражения социально-исторической реальности, русская религиозная философия ХХ века представляла собой такую картину мира, в которой социальная революция была

    трансформирована в эсхатологию, а новая эпоха была воспринята ими как всемирно-историческая трагедия и неудача истории.

    Волею исторических событий большая часть русских философов была вынуждена эмигрировать, но не все ее главные представители стали идеологами эмиграции и ее активными философами.

    Взгляды Бердяева, Булгакова и

    Шестова именно в эмиграции приобрели свое окончательное завершение.

    Преодоление кризиса, в котором оказались философ­ский теизм и славянофильство, стало главным делом религиозного философа Вл. Соловьева. Его система яви­лась новым этапом в

    эволюции религиозной философии, последователи которой попытались сделать ее идеологи­чески активной уже в начале столетия. В основе деятель­ности Соловьева лежали следующие

    кардинальные устре­мления: осуществить под знаком «всеединства» «гармо­нический синтез религии, науки и философии»; объединить рациональный, эмпирический и мистический виды позна­ния;

    представить историю как процесс «богочеловеческий»; указать пути социального обновления и активизации. Обоснование Соловьевым

    историософских конструкций с позиций религиозного объективного идеализма сочеталось с либеральным характером его общественно-политических взглядов. Вл. Соловьев,

    мо­дернизировавший традиционную проблематику русской идеалистической философии, при жизни не был попу­лярен

    среди русской интеллигенции.

    Русская религиозная философия XX в. формирова­лась не только в тесной связи с прежними религиозно-идеалистическими течениями в России, в интенсивном общении с современными ей

    отечественными школами идеализма, но также пыталась опереться на достижения многовековой идеалистической традиции европейской мысли, используя идеи Платона и патристики, немецкого

    классического идеализма, Шопенгауэра, Ницше, Джемса, неокантианства и феноменологии. В XX в. русский рели­гиозный идеализм дорос до лидирующих школ новей­шего идеализма Германии,

    Англии, Франции, США и других стран Запада, а в чем-то и перерос их, предло­жив общественному сознанию различные варианты экзи­стенциализма (Шестов, Бердяев), философии всеедин­ства

    (Булгаков, Флоренский, Франк),

    пансексуализма (Розанов), многочисленные версии религиозного модернизма, «социального» христианства .

    Глубина и резкость поворотов истории, невиданное ускорение темпов исторической жизни, безусловно, содей­ствовали особенно интенсивному стремлению осмыслить на фоне крушения

    одной и начала другой эпохи небывалость и «талантливость» времени. Было бы ошибкой считать, что достижения русской религиозной филосо­фии XX в. не имеют, хотя бы в какой-то степени,

    прогрес­сивное и конструктивное значение.

    «НОВОЕ РЕЛИГИОЗНОЕ СОЗНАНИЕ».

    Новейший религиозный идеализм в России конца XIX — начала XX в., вместе с общественной деятель­ностью его главных представителей, получил в советской и зарубежной историографии

    несколько определений: «новое религиозное сознание», «богоискательство», «

    веховство», «духовный ренессанс начала XX века». Истори­чески первым (до первой русской революции) возникло понятие «новое религиозное сознание», обозначившее лидирующую

    группу религиозных идеалистов (Мереж­ковский, Бердяев, Розанов, Булгаков и др.). После ре­волюции 1905—1907 гг. получило распространение по­нятие «богоискательство», широко

    использовавшееся публи­цистикой для обозначения писаний религиозных филосо­фов в России того времени.

    «Новое религиозное сознание» лишь у истоков несло

    на себе печать замкнутости и кружковщины. Очень ско­ро оно стало воспринимать себя не как связанное с ка­кими-либо

    университетско - академическими потребностя­ми и кругами, не как философскую школу или направле­ние, а в качестве выразителя духовного состояния общества, его

    самочувствия и самосознания, его здоровья и болезни одновременно.

    Разными путями приходили к «духовному ренессан­су» его многочисленные и непохожие друг на друга пред­ставители. «Новое религиозное сознание» объединило в себе людей, пришедших,

    во-первых, от

    неославянофиль­ства и консерватизма (В. Розанов), во-вторых, от дека­дентства и мелкобуржуазной революционности (Д. Ме­режковский, Н. Минский, Д. Философов), в-третьих,

    от «легального марксизма», неокантианства и буржуазно-демократического либерализма (С. Булгаков, Н. Бердяев, С. Франк).

    «Новое религиозное сознание», или богоискательство,—

    сложное и противоречивое образова­ние не только потому, что в него входили люди, стояв­шие на различных социально-политических позициях и выражавшие интересы разнородных

    социальных групп и сословий эксплуататорской России, но и потому, что это течение с момента своего зарождения до упадка проде­лало определенную внутреннюю эволюцию. Вначале Мережковский

    и Розанов возглавили соответственно ле­вый и правый социально-политические фланги «ново­го религиозного сознания». Вакуум в центре вскоре (к 1905 г.) заполнили бывшие «легальные

    марксисты» Булгаков, Бердяев, Франк и др.

    Рассматриваемое религиозно-философское течение с самого начала было явлением одновременно буржуазного и помещичьего сознания. Оно было буржуазным в том смысле, что отражало

    определенные религиозно-рефор­маторские настроения мелкой буржуазии и заключало в себе отдельные идеи анархизма и либерального народ­ничества. Их представителем и выразителем в

    религи­озной публицистике явился Д. Мережковский. Помещи­чьим, «докапиталистическим» это течение было по­стольку, поскольку к нему принадлежал В. Розанов, откровенный защитник

    самодержавия, консерватор пат­риархально-феодального типа.

    В дальнейшем социально-политическое и к...

    Забрать файл

    Похожие материалы:


    Добавить комментарий
    Старайтесь излагать свои мысли грамотно и лаконично

    Введите код:
    Включите эту картинку для отображения кода безопасности
    обновить, если не виден код



ПИШЕМ УНИКАЛЬНЫЕ РАБОТЫ
Заказывайте напрямую у исполнителя!


© 2006-2016 Все права защищены