Методы научных исследований

    Дисциплина: Философия
    Тип работы: Реферат
    Тема: Методы научных исследований

    5.Разновидности научного поиска.

    В зависимости от конкретной задачи и цели, которую ставит исследователь, он, прежде всего, подбирает тот или иной подход к своему поиску. Чаще

    всего такими подходами являются: 1.Поиск на основе имеющихся знаний о предмете, которые пока ещё не получили проверки. 2.Поиск того, что ещё не существует, но должно возникнуть

    по объективным данным научного прогноза. 3.Поиск в аспекте реальной фантазии.

    На практике выделяют сл. формы поисковых исследований: 1)Предварительный поиск представляет собой так называемую разведку поискового пути в обл-ти

    научного исс-ния, выполненную на упрощенных моделях. Исследователю иногда бывает необходимо выяснить, в самом общем виде экспресс методом, суть дела в какой-либо слабо изученной

    конкретной обл-ти знания. В др. случаях такие предварительные поиски проводятся на уровне мысленного эксперимента, также с применением не сложных материальных ср-в.

    2)Проверочный поиск. Проверочные поисковые исс-ния требуют хорошо организованной экспериментальной базы, а также большой и длительной подготовки. Часто применяется в научных

    исс-ниях поиск на основе имеющихся знаний о каких-либо явлениях и предметах, св-ва которых пока не проверены. Более сложен научный поиск того, что ещё не ясно, но должно

    проявиться по данным научного предвидения. Здесь началом исс-ния является взятая за основу научная гипотеза или предположение.

    6.Научное исс-ние: сущность и особенности.

    Научное исс-ние – это процесс выработки новых научных знаний, один из видов познавательной дея-ти, целенаправленное познание, результаты которого

    выступают в виде с-мы понятий, законов и теорий. Характеризуется сл. показателями: объективностью, воспроизводимостью, доказательностью и точностью. С научным исс-нием тесно

    связаны сл. понятия: 1.Актуальность темы исс-ния, т.е. степень её важности в данный момент в данной ситуации для решения данной проблемы, задачи, вопроса. 2.Аспект – угол

    зрения, под которым рассматривается объект (предмет) исс-ния. 3.Исследовательская специальность (часто именуемая, как направление исс-ния) – это устойчиво сформировавшаяся сфера

    исс-ния, включающая определенное кол-во исследовательских проблем из одной научной дисциплины, включающая обл-ть её применения. 4.Исследовательское задание – это элементарно

    организованный комплекс исследовательских действий, сроки исполнения которых устанавливаются с достаточной степенью точности. 5.Метод исс-ния (его выбор) – это способ применения

    старого знания для получения нового. 6.Объект исс-ния – это процесс или явление, порождающие проблемную ситуацию и избранные для изучения. 7.Предмет исс-ния – это все то, что

    находится в границах объекта исс-ния в определенном аспекте рассмотрения.

    7.Осн. этапы выполнения научно-исследовательской темы, последовательность подготовки письменной работы.

    Каждый автор может писать в той последовательности, которая представляется ему наиболее рациональной. Вместе с тем существует определенная

    логическая схема этой работы: 1.Формирование замысла. 2.Выбор темы, обоснование её актуальности и новизны. 3.Выявление цели и конкретных задач исс-ния. 4.Определение объекта и

    предмета исс-ния. 5.Выбор методов проведения исс-ния. 6.Планирование работы (эмпирический и теоретический этап исс-ния). 7.Поиск, отбор и оценка необходимых материалов.

    8.Группировка и систематизация материалов. 9.Написание текста. 10.Обсуждение и оценка результатов, формулирование выводов. 11.Обработка рукописи (композиция, язык, рубрикация).

    12.Окончательное оформление работы. 13.Защита работы.

    8.Методы научных исс-ний: наблюдение.

    Общие методы научных исс-ний делят на 3 группы: 1.Методы эмпирического исс-ния (наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент). 2.Методы,

    используемые как на эмпирическом, так и на теоретическом уровне исс-ния (абстрагирование, анализ и синтез, исторический метод). 3.Методы теоретического исс-ния (восхождение от

    абстрактного к конкретному).

    Наблюдение – это целенаправленное восприятие явлений объективной действительности, в ходе которого получают знания о внешних сторонах, св-вах и

    отношениях изучаемых объектов. Является основой последующих теоретических и практических действий. Требования к наблюдению: планомерность, целенаправленность, активность и

    систематичность.

    9.Методы научных исс-ний: сравнение.

    Общие методы научных исс-ний делят на 3 группы: 1.Методы эмпирического исс-ния (наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент). 2.Методы,

    используемые как на эмпирическом, так и на теоретическом уровне исс-ния (абстрагирование, анализ и синтез, исторический метод). 3.Методы теоретического исс-ния (восхождение от

    абстрактного к конкретному).

    Сравнение позволяет установить сходство и различие предметов и явлений действительности. требования к сравнению: сравниваться должны лишь такие

    явления, между которыми может существовать определенная объективная общность; сравнение должно осуществляться по наиболее важным существенным признакам.

    10.Методы научных исс-ний: измерение.

    Общие методы научных исс-ний делят на 3 группы: 1.Методы эмпирического исс-ния (наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент). 2.Методы,

    используемые как на эмпирическом, так и на теоретическом уровне исс-ния (абстрагирование, анализ и синтез, исторический метод). 3.Методы теоретического исс-ния (восхождение от

    абстрактного к конкретному).

    Измерение – процедура определения численного значения некоторой величины посредством ед-цы измерения. Оно дает точные количественные сведения об

    окружающей действительности.

    11.Методы научных исс-ний: эксперимент.

    Общие методы научных исс-ний делят на 3 группы: 1.Методы эмпирического исс-ния (наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент). 2.Методы,

    используемые как на эмпирическом, так и на теоретическом уровне исс-ния (абстрагирование, анализ и синтез, исторический метод). 3.Методы теоретического исс-ния (восхождение от

    абстрактного к конкретному).

    Эксперимент – это апробирование испытания изучаемых явлений в контролируемых и управляемых условиях. Он может быть осуществлен лишь при наличии

    теории. Стадии эксперимента:1)Выдвижение научной гипотезы; 2)Постановка конкретной задачи; 3)Выбор объекта исс-ния; 4)Подготовка материальной базы для выполнения эксперимента;

    5)Выбор оптимального пути эксперимента; 6)Наблюдение явлений при эксперименте и их описание; 7)Анализ и обобщение полученных результатов.

    12.Методы научных исс-ний: абстрагирование.

    Общие методы научных исс-ний делят на 3 группы: 1.Методы эмпирического исс-ния (наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент). 2.Методы,

    используемые как на эмпирическом, так и на теоретическом уровне исс-ния (абстрагирование, анализ и синтез, исторический метод). 3.Методы теоретического исс-ния (восхождение от

    абстрактного к конкретному).

    Абстрагирование – это прием мышления, который заключается в отвлечении отряда св-в и отношений изучаемого явления с одновременным выделением

    интересующих нас св-в и отношений. Результат абстрагирования – построение абстракций, которые позволяют з...

    Забрать файл

    Похожие материалы:


    Добавить комментарий
    Старайтесь излагать свои мысли грамотно и лаконично

    Введите код:
    Включите эту картинку для отображения кода безопасности
    обновить, если не виден код



ПИШЕМ УНИКАЛЬНЫЕ РАБОТЫ
Заказывайте напрямую у исполнителя!


© 2006-2016 Все права защищены