Методологическое и логическое основания применения системно-философского подхода к изучению конкретных систем различной природы

    Дисциплина: Философия
    Тип работы: Реферат
    Тема: Методологическое и логическое основания применения системно-философского подхода к изучению конкретных систем различной природы

    Министерство образования РФ

    Алтайский государственный университет

    кафедра ФНТ

    Реферат по философии

    Методологическое и логическое основания применения системно-философского подхода к изучению конкретных систем различной природы

    Выполнила аспирант БГПУ

    Е. А. Шимко

    Проверил: д. ф . н. проф. А. В. Иванов

    Оценка:___отлично_______________________

    Дата:_____24 .05.02_______________________

    Подпись:_________________________

    Барнаул – 2002

    Содержание

    Введение

    PAGEREF _Toc609990 h

    1.Согласование методологических и логических оснований теории научной картины мира (НКМ).

    PAGEREF _Toc609991 h

    2.Изучение явлений природы с позиций системно-философского подхода.

    PAGEREF _Toc609992 h

    2.1. Представление Мира как единой системы.

    PAGEREF _Toc609993 h

    2.2. Классификация систем по наиболее общим признакам.

    PAGEREF _Toc609994 h

    2.3. Общие закономерности взаимодействия активных систем с окружающей средой.

    PAGEREF _Toc609995 h

    3. Экологические проблемы современного общества с точки зрения системно-философского подхода.

    PAGEREF _Toc609996 h

    Заключение.

    PAGEREF _Toc609997 h

    Приложение 1

    PAGEREF _Toc609998 h

    Приложение 2

    PAGEREF _Toc609999 h

    Литература

    PAGEREF _Toc610000 h

    Введение

    Гуманизация образования как практическая задача требует использования результатов философского анализа. Но что касается целесообразности введения философии как отдельного

    предмета в учебный план средней школы, то вряд ли это будет полезно. Важнее научить школьников самостоятельно мыслить в рамках уроков любого предмета. Главное в этом деле – сместить

    основной акцент с усвоения определенного объема информации на развитие самостоятельного и рефлексивного мышления. Это означает, что педагогам необходимо раскрывать перед школьниками

    общую панораму науки, где главную роль играют познающее мышление, рациональные методы отражения мира, а также творческая интуиция исследователя. Однако, в действительности современное

    образование при изучении систем различной природы до сих пор использует традиционный подход, при котором школьные предметы (физика, астрономия, биология, химия, история и др.) слабо

    связаны друг с другом, несмотря на то, что они описывают разные части одного Мира – космос, живую и неживую природу и общество. В связи с этим возникает проблема подготовки выпускника

    школы, умеющего воспринимать и перерабатывать всю необходимую учебную информацию, несмотря на ее эклектичность.

    Используя нетрадиционные подходы через систему образования, наука способна формировать особые достояния человеческого сознания – мировоззренческие образы, опирающиеся на ее

    достижения и логику рассуждения, ориентированную на доказательство и обоснование знаний. Из вышесказанного следует, что традиционные методы формирования учебных знаний перестают

    отвечать требованиям современности и поэтому должны быть вытеснены новыми, нетрадиционными, что и определяет актуальность проведенного исследования.

    С философской точки зрения любая область отношений Мира и человека может стать полем исследования, однако под определенным углом зрения и со специфическими методологическими

    целями. Здесь важно использование системного подхода, который формирует общую картину мира, необходимой молодому человеку для ориентации в нем и построения адекватных систем

    практического действия. Использование системного анализа позволит получить школьникам теоретико-методологическую основу для изучения отдельных частных наук в природе и

    обществе.

    Актуальность

    данного исследования обусловлена еще и тем, что современная жизнь требует от большинства людей больше специальных знаний, чем это было раньше. Изменился характер этих знаний,

    которыми должен владеть человек – это разнообразные естественнонаучные, социальные, исторические, методологические и другие знания, которые должны теперь иметь значительно более

    абстрактную и обобщенную форму, чем раньше.

    Цель исследования

    заключается в выявлении педагогической целесообразности использования системно-философского подхода при изучении систем различной природы.

    Объектом исследования

    является нетрадиционный процесс обучения, воспитания и формирования целостного мировоззрения современных школьников.

    Предметом исследования

    является выявление согласования методологических и логических оснований теории системно-философского подхода.

    В основу исследования была положена гипотеза: формирование теоретических знаний о Космосе, Биоте и Социуме позволяет школьникам интегрировать множество конкретных фактов и

    знаний из различных областей частных наук в собственные общие представления, в субъективизированную, личностную картину окружающего мира, которая и является главным фундаментом

    поведения конкретного человека в обществе и природе.

    В соответствии с целью и гипотезой исследования в работе были поставлены следующие задачи:

    обоснование необходимости использования системно-философского подхода при изучении систем различной природы;

    обоснование педагогической целесообразности и эффективности системного представления на разных уровнях общности: на уровне всеобщего и на уровне отдельного;

    изучение классификации систем и их общих закономерностей.

    Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:

    - изучение и анализ философской, методической литературы, относящейся к данной проблеме;

    - анализ наглядных форм, методов и приемов, использующихся в монографии «Общая теория материи» доктора философских наук, профессора

    Е.В. Ушаковой.

    1.Согласование методологических и логических оснований теории научной картины мира (НКМ).

    Изучение всеобщих свойств и законов объективной реальности и человеческого познания имеет принципиальное значение для выработки целостного научного мировоззрения и единой

    методологии исследования. Под методологией в узком смысле понимают теорию методов и приемов познания, а в широком смысле методология включает в себя помимо данной теории также всю

    совокупность самих методов, принципов, целевых установок и форм познавательной деятельности, способствующих получению и использованию нового знания, а также его интеграции со всеми

    другими науками.

    В каждой из наук имеется определенная методология, выработанная как в результате внутренней логики развития и потребностей данной науки, так и принесенная извне, из более общих

    теорий. Эта методология включает в себя совокупность гносеологических принципов и установок познания, методов и приемов научного исследования, имеющих общетеоретическое

    значение.

    Во всей системе развитых к настоящему времени наук можно выявить определенную иерархию по степени их общности, широкого охвата действительности, степени универсальности законов

    и применяемых методов исследования. Фундаментальные науки, такие как физика, биология, химия и др. изучают законы, действующие во весьма широкой сфере явлений. В так называемых

    Метатеориях (например, о Космосе, Биоте и Социуме) могут быть сформулированы законы еще более широкой сферы действия, охватывающие предметные области нескольких наук. В этом

    направлении как раз ориенти...

    Забрать файл

    Похожие материалы:


    Добавить комментарий
    Старайтесь излагать свои мысли грамотно и лаконично

    Введите код:
    Включите эту картинку для отображения кода безопасности
    обновить, если не виден код



ПИШЕМ УНИКАЛЬНЫЕ РАБОТЫ
Заказывайте напрямую у исполнителя!


© 2006-2016 Все права защищены