Кризис натурфилософии и пути выхода из него во второй половине Х1Х - ХХ веках

    Дисциплина: Философия
    Тип работы: Реферат
    Тема: Кризис натурфилософии и пути выхода из него во второй половине Х1Х - ХХ веках

    КРИЗИС НАТУРФИЛОСОФИИ И ПУТИ ВЫХОДА ИЗ НЕГО ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ Х1Х - ХХ ВЕКАХ. № 17.

    НАТУРФИЛОСОФИЯ – сформировавшаяся в древней Греции часть философии, умозрительно (путем размышлений) изучающая явления природы

    (натуры). (Другие части философского знания: онтология, гносеология, социальная философия, методология, этика, эстетика, логика и др.).

    По мере формирования экспериментального естествознания в ХУП веке и его дальнейшего бурного развития, начиная с первой трети

    Х1Х века, в европейской философской мысли зреет идея о том, что натурфилософия в век науки не нужна. Это одна из центральных идей позитивизма О. Конта. С нее и начинается кризис

    натурфилософии.

    Какие предлагаются выходы из кризиса? Они нашли свое отражение, например, в следующих философских течениях:

    1. Позитивизм. Философия (как и религия) не дает позитивного, научного знания. Следовательно, от философии надо отказаться в пользу науки как позитивного знания. Получается:

    ФИЛОСОФИЯ ОТЖИЛА СВОЕ, ДОЛЖНА УСТУПИТЬ МЕСТО НАУКЕ.

    2. Марксистская философия (диалектический материализм) утверждает, что она -

    вершина развития философии и, одновременно конец философии. Энгельс писал, что вместе с

    формированием марксовой философской доктрины философии в определенном смысле приходит конец. Марксистская философия – это подлинно научная философия. Получается:

    ФИЛОСОФИЯ (марксистская) ТОЖДЕСТВЕННА НАУКЕ.

    3. Иррационализм принижает интеллектуальные, рационалистические способности человека в сфере познания, а, следовательно, науку как наиболее яркое выражение этих способностей. На

    первое место выдвигаются другие познавательные способности – сверхразумные, иррациональные, например, интуиция, озарение. Наука здесь оценивается весьма негативно, поскольку она,

    много рассказав о природе, неспособна дать ответы на самые главные вопросы бытия, например «В чем смысл жизни, суть человеческого существования». Ответы на эти вопросы может дать

    философия, например, экзистенциализм. Получается: ФИЛОСОФИЯ ЛУЧШЕ, ПОЛЕЗНЕЕ НАУКИ.

    Позитивизм и его эволюция

    ПОЗИТИВИЗМ - от латинского – положительный. Философское направление, основанное на изучении знания данного в опыте, то есть положительного, позитивного знания. Позитивизм, в

    целом, считает, что:

    1. Подлинное, положительное знание может быть получено лишь с помощью специальных наук, которые основываются на фактах, опыте.

    2. Философия, занимающаяся мировоззренческими вопросами, не имеет права на существование, не имеет смысла.

    3. Философия имеет право на существование лишь в том случае, если будет изучать язык науки.

    Реальные факты, послужившие возникновению позитивизма:

    – бурное развитие наук, начавшееся в конце Х1Х века, приносит массу нового конкретно-научного знания;

    – отсюда: происходит сокращение традиционных онтологических проблем философии (натурфилософии), многое уходит в область естествознания;

    – усиливается гносеологическая и методологическая функции философии: философы все чаще имеют дело со знанием добытым науками;

    – возникают вопросы

    достоверности этих знаний и способах их использования философией.

    Этапы позитивизма.

    Первая форма позитивизма.

    Основатель - Огюст Конт (1797-1857), ввел в оборот сам термин. Продолжатели – Герберт Спенсер (1820-1903), Джон Милль (1806-1873).

    Конт и Спенсер считали, что интеллектуальная эволюция человечества прошла три стадии своего развития.

    Теологическая

    - все явления (в том числе и природные) объяснялись на основе сверхъестественных, религиозных представлений.

    Метафизическая

    – иначе – философская, то есть объяснение явлений природы с точки зрения философии.

    Позитивная

    – иначе – научная, то есть объяснение мира с позиций науки. Конт считал, что эта стадия начинается с появления подлинной науки об обществе – СОЦИОЛОГИИ, понятия, которое ввел в

    научный оборот он сам.

    Суть первой формы позитивизма.

    НАУКА – не есть отражение объективной действительности, и представляет собой систематизацию данных чувственного опыта,

    получаемых в ходе наблюдения.

    ЗАДАЧА ПОЗИТИВНОЙ ФИЛОСОФИИ – исследовать структуру научного знания, то есть систематизировать и обобщать факты. При этом

    факт – это не предмет и не процесс («стакан», «часы идут»), а зафиксированное в чувственном опыте событие.

    ЗАДАЧА НАУКИ – описывать факты, отвечая на вопрос «как» но не на вопрос «почему».

    К концу Х1Х века первая форма позитивизма сталкивается с серьезными трудностями, вызванными развитием

    естествознания (в математике – появление неевклидовых геометрий; в физике – открытие электрона и микромира). Все это требовало изучения тех самых философских (метафизических) проблем,

    которых хотел избежать позитивизм.

    Вторая форма позитивизма

    – ЭМПИРИОКРИТИЦИЗМ или махизм по имени создателя – Э.Маха (1838-1916). Соавтор – Р. Авенариус (1843-1896).

    ЦЕНТРАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА – существует ли объективная реальность и как к ней относится сознание. Решали этот вопрос с позиций субъективного идеализма, то есть утверждали, что вещи

    являются субъекту в форме ощущений, названных элементами. Устойчивые комплексы элементов запечатлеваются в памяти и выражаются в речи.

    ЗАДАЧА НАУКИ – исследовать законы связи между элементами и между комплексами элементов.

    Критика махизма с позиций диалектического материализма содержится в книге В.И.Ленина «Материализм и

    эмпириокритицизм».

    Третья форма позитивизма – НЕОПОЗИТИВИЗМ (или логический позитивизм). Его возникновение связано с

    дальнейшим развитием естествознания, прежде всего математики: а) возрастает абстрактность математики (бесконечно малые величины, теория множеств и т.д.); б) математика сближается с

    логикой – возникает математическая логика.

    Все это приводит к кризису оснований математики: в этом образце достоверности и истинности возникают нелепости и парадоксы. Это поставило ряд методологических

    и логических проблем:

    Каковы причины парадоксов и способы их устранения?

    Проблема истинности математического знания.

    Как абстрактные математические формулы связаны с действительностью? Например, чему соответствует в реальности бесконечно малая величина.

    Развитие квантовой механики также поставило перед наукой и философией ряд новых проблем, например,

    проблему осмысленности научных предложений, возможность опытной проверки абстрактных положений, таких как цикличное течение времени, эффект близнецов и др.

    НЕОПОЗИТИВИЗМ – возникает в 20-е годы ХХ века. Основные идеи сформировались в рамках так называемого «Венского кружка» - группы

    интеллектуалов Венского университета, объединившихся по инициативе руководителя кафедры философии Морица Шлика. Другие представители: Р.Карнапп (1891-1970),

    Б.Рассел (1872-1970),

    Л.Витгенщтейн (1889-1951) и др. Неопозитивизм весьма сложная философская система

    как

    по существу решаемых проблем

    и обращении к сложнейшим проблемам современного естествознания, так и потому, что имеет по нескольку вариантов решения одной и той же проблемы разными философами

    одной и той же школы.

    ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЕ ПРИНЦИПЫ.

    1. Все мировоззренческие (философские) проблемы не имеют смысла и

    должны быть изгнаны ...

    Забрать файл

    Похожие материалы:


    Добавить комментарий
    Старайтесь излагать свои мысли грамотно и лаконично

    Введите код:
    Включите эту картинку для отображения кода безопасности
    обновить, если не виден код



ПИШЕМ УНИКАЛЬНЫЕ РАБОТЫ
Заказывайте напрямую у исполнителя!


© 2006-2016 Все права защищены