Конфуцианство

    Дисциплина: Философия
    Тип работы: Реферат
    Тема: Конфуцианство

    Конфуцианство

    6-3 века до н.э. охватывают конец периода Чуньцю и эпохи Чжанью или Цисюн - 433-221 гг. до н.э.

    Территория Китая в это период была разделена на несколько государств, крупнейшими из которых были Цинь, Чу, Ци, Хань, Чжю,

    Вэй и Янь. В 6-3 вв. до н. э. В Китае происходит значительный экономический подъем, связанный с распространением железа. Происходит широкое распространение торговли, специализация

    отдельных районов Китая - например, Янчжоу и Цинчжоу - шелк. Развивались связи между отдельными экономическими районами. Это приводит к появлению денег. В культуре наметилось сближение

    письменности и стирание языковой грани между отдельными районами. Наибольшее воздействие на все сферы экономики, культуры и т.д. оказало использование железа. Происходят сдвиги в

    социальной структуре общества - возникает частной земельной собственности, эволюция общины. Основой социальной организации Древнего Китая была патронимия, или цзу. Она объединяла от

    нескольких сотен до 1000 семей. Члены патронимии делились на 2 возрастные категории - отцы (старшие братья) и сыновья (младшие братья).Все цзуны, отпочковавшиеся от патронимии правителя

    царства, считались аристократическими и их члены занимали высшие должности.

    Все изменения в экономической и политической жизни не могли не оказать влияния на развитие философии. Многие философские

    школы в этот период стремятся создать собственную концепцию государственного управления. Наиболее преуспели в этом две школы - конфуцианство и легизм. Противники в этой борьбе,

    продолжавшейся не одно столетие, допускали не только уничтожение книг друг друга, но и самих оппонентов. Эта трагическая борьба оказала влияние на формирование философских, правовых

    аспектов управления государством и др.

    Конфуцианство.

    Конфуций о человеческой природе.При характеристике понятие «жэнь» - человеколюбия, центральной концепции учения, - Конфуций дает четкое определение понятия сути человеческой природы: «Учитель сказал:

    Богатство и знатность - вот к чему стремятся все люди. Если не установить для них Дао в достижении этого, то они этого и не получат. Бедность и презренность - вот что ненавидят люди.

    Если не установить для них Дао в избавлении от этого, то они от этого так и не избавятся». Стремление к богатству - как и боязнь оказаться на дне общества - присущ человеческой природе.

    Для влияния на человеческую природу Конфуций вводит центральное понятие учения - Дао (Путь). Для Конфуция Дао, в отличие от Лао-цзы, связано лишь с одной темой - человеком. Постичь Дао

    - значит вступить на Путь познания истины. В конце путешествия человеку открывается Истина, и он может сказать себе: мой путь окончен. Не исключая возможности для человека постичь его

    Дао, Конфуций рассматривал человека в трех измерениях: Цзюнь цзи (благородный муж) - этой категории отведена роль идеального человека, наглядного примера для подражания представителей

    двух других категорий. Его черты - справедливость, искренность, осторожность, умение сдерживать свои желания, отвращение к клеветникам и т.п. Цзюнь цзи не успокаивается на достигнутом -

    вечно стремиться к совершенству.

    Жэнь, по Конфуцию, - обозначает обычных людей, образ собирательный.

    Сяо жэнь (маленький человек) - синоним «низкий человек», неоднозначный термин. Сяо жэнь несдержан, заносчив, легко задается,

    он неспособен «жить в согласии с другими людьми», трусоват и т.д.

    Конфуций вводит в обиход два понятия - жэнь и вэнь. Жэнь - это человеколюбие, человечность, гуманность, человеческое начало

    в человеке. Вэнь - то, что человек приобретает в процессе обучения, и каждый человек должен стремиться овладеть духовной культурой. Цзюнь цзи сочетает в себе оба понятия - вэнь и

    жэнь.

    Конфуций не проводил резкой грани между обществом и государством. Государство у него мыслилось как одна большая семья.

    Морально-этические нормы давались на примере «благородного мужа» и «маленького человека». Красной нитью в учении Конфуция проходит забота о старших, прежде всего о родителях. Учение

    Конфуция говорит, что необходимо проявлять чувство глубокой и терпеливой любви. Чтобы усилить этико-моральную значимость принципов сыновней почтительности, Конфуций вводит их в

    проповедуемый им принцип Жэнь. Один из его любимых учеников, Ю цзы, выразил это стремление весьма лаконично: «Сыновья почтительность и любовь к старшим братьям - основа человеколюбия

    (жэнь)».

    Конфуций о государстве.В

    «Луньюйе» нет специальной главы или раздела об устройстве государства, но это восстановимо по отдельным высказываниям и репликам. Управление государством и обществом должно базироваться

    на правилах - ли. Значение правил велико, и им Конфуций придает особое значение. Оно включает в себя жэнь - человеколюбие, прежде всего к родственникам и сородичам; сяо -любовь к

    родителям и предкам; честность и искренность; постоянное стремление к внутреннему самоусовершенствованию; вежливость и т.д. Конфуций считал, что уступчивость (жан), особенно для людей,

    исполняющих государственные функции, является обязательным элементом в делах управления. Со временем оба эти понятия трансформировались в слепое следование установленным церемониалам.

    Нормы морали, выработанные Конфуцием, основывались на нормах обычного права, но не всегда совпадали с ними, включая ряд новых моментов. Представление о почитании старших было

    инкорпорировано не только в социальную, но и в структуру государственной модели. По Конфуцию, правитель возвышался лишь на несколько ступеней над главой семьи. Облегчало понятие

    государства для простых китайцев как одной большой семьи. Возрастная градация легко переходила в социальную на базе построения пожилой - молодой, старший - младший, высший - низший и

    т.д. Вводившиеся во времена Конфуция законы встретили резко отрицательное отношение философа. Основной порок законов и правления, основанного на равенстве всех перед законом, состоит в

    том, что законы уничтожают разницу между благородными и простыми людьми: «Если исчезнет различие между верхами и низами, то как можно будет управлять государством?» Во взглядах Конфуция

    на устройство государства правила выполняли функции закона. От простого люда требовалось слепое исполнение правил (ли). Традиционным правилам обязаны следовать и правители. У Конфуция

    нет определенных четких правил организации управления, этим занялись впоследствии легисты. Но он разработал ряд идей, ставшими основой дальнейшей китайской государственности. В

    суждениях о государстве Конфуций выделяет два типа людей, два социальных слоя: управляющий и управляемый. В модель управляющего вводит готовый тип «благородного мужа» - цзюнь цзы. Он

    добросовестно относится к поручениям верхов, почтителен, мобилизовывает лучшие человеческие качества, предан царству и ответственно относится к служебному долгу.

    Бюрократия, по Конфуцию, должна была не только следить за соблюдением «ли», но и быть примером во всем. Бюрократия допущена к толкованию правил - то есть имеет несоизмеримо большее

    значение в системе государства, чем у легистов. Конфуций, как сто...

    Забрать файл

    Похожие материалы:


    Добавить комментарий
    Старайтесь излагать свои мысли грамотно и лаконично

    Введите код:
    Включите эту картинку для отображения кода безопасности
    обновить, если не виден код



ПИШЕМ УНИКАЛЬНЫЕ РАБОТЫ
Заказывайте напрямую у исполнителя!


© 2006-2016 Все права защищены