Две особенности русского марксизма

    Дисциплина: Философия
    Тип работы: Реферат
    Тема: Две особенности русского марксизма

    Глава 1. Возникновение русского марксизма.

    § 1. На смену народничества приходит марксизм.

    Русский марксизм весьма многое заимствовал у своего конкурента — народничества. Как признавал один из организаторов РСДРП Ю. Мартов, "идейное развитие, проделанное народниками в

    течение нескольких лет бурного общественного возбуждения, привело именно наиболее упорных последователей

    народнической

    ортодоксии к необходимости теоретического пересмотра всего идейного наследия пореформенной интеллигенции. Так из умирающего революционного народничества возник

    русский социал-демократический марксизм".

    Из народнического движения вышли первые теоретики русского марксизма — Г. В. Плеханов и П. Б. Аксельрод, пытавшиеся образовать новую партию

    «Черный передел» (выделившись из «Народной Воли» и порвав с бакунистской традицией).

    Старое революционное движение настаивало на принципиальном разрыве с «имущим обществом» и противопоставлении ему «деревни». «Черноперодельцы» рассчитывали при

    подготовке общественных преобразований

    на

    поддержку

    буржуазных

    элементов

    города. Народнические представления о незатронутости деревенского мира противоречиями капиталистического строя тем самым ставились под сомнение.

    В начале 80-х гг. в эмиграции из актива «чернопередельцев-народников» образуется первая марксистская группа «Освобождение труда», начавшая пропаганду марксистских идей. В 90-е гг.

    возникает течение так называемою легального марксизма (П. Струве, М. Туган - Барановский и др.), популяризирующее идеи марксизма, критикующее идеологию народничества и защищающее идею

    капиталистического пути, для России.

    Г. В. Плеханов в своих работах оценивал борьбу марксизма с народничеством как историческое продолжение борьбы западничества со славянофильством.

    Социал-демократия, отвергнув субъективизм и романтизм народничества, должна стать на «научно-объективные основы познания общества». Ей предстоит путь, уже проделанный западной

    социал-демократией, но для российских революционеров — это новый путь.

    Молодое поколение социал-демократов подвергло критике все политические

    взгляды

    народников-ветеранов.

    новой

    оценке «поместное дворянство и старое общинное крестьянство

    представлялись обреченными на исчезновение и растворение в новых

    буржуазных классах», аграрный вопрос разрешался капиталистическим путем. Промежуточные, стоящие между буржуазией и пролетариатом, классы оценивались как

    реакционные, сама буржуазия — как класс, который «постепенно и незаметно становится у власти», а либеральная и демократическая интеллигенция — как группа, раскалывающаяся на две

    части:

    одна

    примыкает

    пролетариату,

    а другая

    к консервативным и реакционным кругам.

    Г. В. Плеханов, представлявший первое поколение русских социал-демократов, предполагал другой путь социального развития и видел перспективу усиления антагонизма

    между старыми правящими классами и усиливающейся буржуазией, которая, в свою очередь, открывает дорогу политической активности рабочего класса. В этих противоречиях двух направлений

    социал-демократии лежал источник разрыва

    возникшей

    1898 г.

    партии

    на

    «большевиков»

    и «меньшевиков», разрыва, который произойдет чуть позже (в 1903 г.).

    § 2. Экономизм.

    В 90-х гг. внутри марксистской социал-демократии в России возникло течение, названное «экономизмом». Ёдинственным рычагом рабочего движения это течение

    признавало экономические интересы пролетариата. Только постепенно эти интересы могут перерасти в политические требования.

    Не отказываясь принципиально от требовали демократизации всего государственного строя в целом, «экономисты» отодвигали из

    поля своего зрения борьбу за нее и склонны были думать, что «постепенная демократизация режима будет совершаться более или менее автоматически в результате

    приспособления самодержавной властью наличных учреждений и норм

    к расширяющим свои публичные права новым классам - промышленной буржуазии и пролетариату».

    Идеология «экономистов» опиралась на синдикализм, полагая, что рабочие массы, глухие к политическим лозунгам, более чутко реагируют на собственные

    профессиональные интересы. Момент политического переворота полностью исключался, ставка делалась на эволюцию существующих политических и государственных форм.

    Идеология «экономизма» опиралась на ревизионистское течение в западном

    марксизме,

    возникшее

    в связи

    выступлениями Э. Бернштейна,

    Против

    «экономистов»

    среде

    социал-демократов выступили как умеренные (Плеханов), так и радикалы (Ленин).

    Рабочее

    движение

    постепенно

    начинает

    подпадать

    под воздействие социал-демократической идеологии. В начале XX в. заметную роль стали играть радикальные элементы, объединившееся вокруг ленинской газеты «Искра».

    «Искровцы» главные усилия направляй на борьбу с «экономизмом» и на создание «партии нового типа»,

    состоящей

    из

    профессиональных

    революционеров, организующих борьбу рабочих масс. Результатом такой политики стала тенденция к крайнему централизму и господству партийной идеологии внутри

    социал-демократического движения. На основе различных взглядов на организацию и формы деятельности партии в 1903 г. в рядах социал-демократии происходит новый раскол на «большевиков»

    и «меньшевиков», на радикалов и умеренных.

    § 3. Ленин. Диктатура пролетариата.

    Радикальное крыло социал-демократии, возглавляемое В. И. Лениным, в качестве главного постулата своей идеологии приняло идею «диктатуры пролетариата». По Ленину,

    задача пролетарской

    революции

    отрицательная

    заключается

    насильственном

    уничтожении буржуазного государства и буржуазного общества. Он писал:

    «Мелкобуржуазные

    демократы,

    эти

    якобы

    социалисты, заменявшие классовую борьбу мотаниями о соглашении классов, представляли себе и социалистическое преобразование мечтательным образом, не в виде

    свержения господства эксплуататорского класса, а в виде мирного подчинения меньшинства понявшему свои задачи большинству. Эта мелкобуржуазная утопия, неразрывно связанная с признанием

    надклассового государства, приводила на практике к предательству интересов трудящихся классов». Выступая против эсеро-народников, считавших, что порядок есть примирение классов, а не

    угнетение одного класса другим, Ленин возражал: «Что государство есть орган господства определенного класса, который не может быть примирен со своим антиподом (с противоположным ему

    классом), этого мелкобуржуазная демократия никогда не в состоянии понять». Государство не есть просто инструмент управления, это орган господства. Задача пролетарской революции

    состоит в уничтожении отчужденного от общества государства, всего его аппарата.

    В теории большевизма государство понималось как особая организация силы, организация насилия для подавления одного класса другим. После пролетарской революции

    объектом подавления должна стать

    буржуазия:

    «Трудящимся

    нужно

    государство

    лишь

    для подавления

    сопротивления

    эксплуататоров,

    руководить

    этим подавлением, провести его в жизнь, в состоянии только пролетариат». Государство поддерживает политическое господство того класса, который является

    г...

    Забрать файл

    Похожие материалы:


    Добавить комментарий
    Старайтесь излагать свои мысли грамотно и лаконично

    Введите код:
    Включите эту картинку для отображения кода безопасности
    обновить, если не виден код



ПИШЕМ УНИКАЛЬНЫЕ РАБОТЫ
Заказывайте напрямую у исполнителя!


© 2006-2016 Все права защищены