Д. Беркли и Д. Юма

    Дисциплина: Философия
    Тип работы: Реферат
    Тема: Д. Беркли и Д. Юма

    СОДЕРЖАНИЕ.

    Введение........................2

    Биография Джорджа Беркли........3

    Философия Джорджа Беркли........4

    Биография Давида Юма............12

    Философия Давида Юма............13

    Заключение......................22

    Литература......................23

    - 2 -

    ВВЕДЕНИЕ.

    Реферат посвящен

    исследованию

    философских

    концепций известных британских

    мыслителей

    Давида

    Юма и Джорджа Беркли.Период их творчества был вре-

    менем необычайного подьема и

    развития

    английской

    философии.

    Ф.Бекон,

    Т.Гоббс,

    Д.Локк, Д.Беркли и

    Д.Юм - эти имена известны всем.Их творчество опре-

    делило

    основы

    главных

    философских

    течений:

    идеализма и материализма.

    Почему же

    мы

    обращаемся

    к творчеству Юма и

    Беркли? Дело в том, что в недавнем прошлом именно

    эти

    философы в нашей стране подвергались большой

    критике с позиций

    материализма.

    Их

    философские

    концепции излагались как реакционные. Но хотелось

    бы рассмотреть их непредвзято,

    так как сформиро-

    вать

    свое

    мировоззрение,

    независимую жизненную

    позицию и ценностные идеалы невозможно,

    опираясь

    на

    расхожие мения и стереотипы.

    Будем следовать

    принципу

    котором

    говорил

    Джордж

    Беркли:

    "Единственное

    преимущество

    на которое я претен-

    дую,- это то,

    что я всегда мыслил

    судил

    са-

    мостоятельно".

    Кроме того хотелось бы,

    по мере возможности,

    сравнить взгляды двух философов,

    чье миропонима-

    ние формировалось в одинаковых условиях,

    в одина-

    ковой среде.

    - 3 -

    БИОГРАФИЯ ДЖОРДЖА БЕРКЛИ.

    Джордж Беркли родился 12 марта 1685 года на юге

    Ирландии

    в Килкрени.

    Он был старшим из семи детей в семье мелкопомест-

    ного дворянина Уильяма Беркли. В 1675 г. Джордж начал

    учебу в

    Килкенни,а через

    пять лет

    продолжил

    ее в

    колледже Троицы в

    Дублине.

    В 1704 г. Беркли получил первую ученую

    степень бакалавра

    искусств, в 1707 г.звание научного сотрудника и начал препода-

    вание в колледже. В том же году были опубликованы анонимно его

    первые научные произведения -

    два трактата по математике. Два

    года спустя Беркли получил первый сан священнослужителя.

    В 1709 вышла в свет первая работа Беркли,предвещающая его

    философское учение

    "Новая

    теория зрения".В следующем году

    Беркли издает "Трактат

    началах

    человеческого

    знания",где

    высказывает свои философские взгляды,новую философскую концеп-

    цию.

    В 1713

    Беркли

    качестве

    капеллана лорда Петербо-

    ро,чрезвычайного посла при дворе сицилийского короля,отправля-

    ется в Италию.Тогда же он пишет одно из своих важнейших произ-

    ведений - "Три диалога между Гиласом и Филонусом".На следующий

    год Беркли вернулся на родину,а в 1716 г. снова едет в Италию,

    на этот раз в

    качестве гувернера (откуда он вернулся в Лондон

    в 1721 г.).

    В сентябре 1728 года Беркли с

    целью

    миссионерской

    дея-

    тельности отправляется на Род-Айленд. Незадолго до своего оть-

    езда сорокатрехлетний Беркли женился на Анне Форстер.Их семей-

    ная жизнь была счастливой.Как и в семье его отца,у Беркли было

    семеро детей,к которым он относился с большой любовью.

    Не дождавшись обещанных ассигнований на постройку коллед-

    жа,Беркли возвращается осенью 1731 года в Лондон. Сразу

    после

    приезда Беркли публикует свою работу - "Алсифрон", где отстаи-

    вает христианское вероучение и религиозную

    мораль. За "Алсиф-

    роном"

    последовало

    философско-математическое

    произведение

    "Аналитик".

    В мае 1734 г. Беркли был посвящен в духовный сан епископа

    Клойнского,после чего он вернулся в

    Ирландию

    поселился

    - 4 -

    местечке Клойн,где

    провел

    практически

    всю оставшуюся жизнь.

    Последним произведением Беркли был изданный в 1744 году

    "Сей-

    рис",в котором были причудливо переплетены терапия,философия и

    мистика.

    августе 1752 г. Джордж

    Беркли

    покинул

    свою

    епархию

    и переехал в Оксфорд, где 14 января 1753 г. он умер.

    ФИЛОСОФСКОЕ УЧЕНИЕ ДЖОРДЖА БЕРКЛИ.

    Исходные позиции.

    Философское учение Джорджа Беркли направлено

    на

    опро-

    вержение материализма и обоснование религии.

    Для этих целей

    он

    использовал

    номиналистические

    принципы,

    установленные

    Уильямом Оккамом.

    "Все,что существует,единично".

    Это

    номиналистическое

    основоположение служит для Беркли отправным пунктом,

    из ко-

    торого спедует,что ничто соответствующее действительности не

    может

    быть

    неединичным

    и абстрактные понятия суть понятия

    ложные. Но они, по Беркли, не только ложны, но и невозможны,

    это

    философские фантомы.

    "...Я не могу образовывать отвле-

    ченные представления вообще..." "Если ты

    можешь

    образовать

    мысленно

    отчетливое

    абстрактное представление...то я усту-

    паю...Можешь?

    А если не можешь,то с твоей стороны

    было

    бы

    неразумно настаивать дольше на существовании того,

    о чем ты

    не имеешь представления". Беркли различает общие и абстракт-

    ные

    идеи.Первые-это такие,которые могут быть восприняты как

    наглядные представления.

    "Я отрицаю абсолютно,-пишет

    он

    "Трактате",-существование

    не

    общих идей,а лишь отвлеченных

    общих идей...".

    Беркли различает при этом два вида отвлече-

    ния.

    При

    первом

    из них представляются отдельные части или

    свойства предмета,которые в действительности могут существо-

    вать

    порознь.При

    втором

    виде

    отвлечения-такие

    которые в

    действительности неотделимы друг от друга. Их то и отвергает

    Беркли

    как

    иллюзорные,как

    пустые

    слова,которым

    не соот-

    ветствует

    никакое

    восприятие.В

    качестве

    примеров

    таких

    абстрактных

    понятий приводятся:протяжение,движение,

    число,

    - 5 -

    пространство,

    время,

    счастье,

    добро.Нельзя,уверяет

    Берк-

    ли,образовать

    отчетливое абстрактное представление о движе-

    нии или протяжении без

    конкретных

    чувственных

    качеств,как

    скорое и медленное,большое и малое,круглое и четырехугольное

    и т. п. Нельзя образовать и абстрактную идею круга,четырехи-

    ли

    трехугольника,

    "который не будет ни равносторонним,

    ни

    неравносторонним, ни равнобедренным" .

    В отличие от фикции

    абстрактных

    понятий

    общие

    поня-

    тия-это

    единичные

    образы,отличающиеся тем,что они служат в

    нашем сознании как бы представителями однородных

    вещей,при-

    мерами

    многих частных идей:"...известная идея,

    будучи сама

    по себе частною, становится общею,когда она представляет или

    заменяет

    все другие частные идеи того же рода" .

    Поскольку

    за такими словами, как "это", "вещь", или "число","бесконеч-

    ность", не стоял наглядные образы, - это не более как пустые

    слова,

    выдаваемые за идеи.

    "Если бы люди

    не

    пользовались

    словами вместо идей, они никогда не придумали бы абстрактных

    идей".

    Но что

    значит:

    общие

    идеи

    представляют частные идеи

    "того же рода"?

    Для номинализма "род" не есть

    нечто

    общее

    самим вещам вследствие наличия в них объективного тождества.

    Однородность не обнаруживается, а устанавливается сравниваю-

    щим сознанием,

    исходя из его координирующих установок.

    Для

    Беркли общее не отражение реального единства,

    единообразия,

    присущего самим вещам, а искусственное творение человеческо-

    го ума.

    Отсюда отрицание

    Беркли

    роли

    абстрактного мышления в

    познании мира. "Я не думаю также, - пишет он, - чтобы отвле-

    ченные идеи были более нужны для расширения ...

    Забрать файл

    Похожие материалы:


    Добавить комментарий
    Старайтесь излагать свои мысли грамотно и лаконично

    Введите код:
    Включите эту картинку для отображения кода безопасности
    обновить, если не виден код



ПИШЕМ УНИКАЛЬНЫЕ РАБОТЫ
Заказывайте напрямую у исполнителя!


© 2006-2016 Все права защищены