Георг Зиммель, "Как возможно общество?". Анализ условий существования общества

    Дисциплина: Философия
    Тип работы: Реферат
    Тема: Георг Зиммель, "Как возможно общество?". Анализ условий существования общества

    КИЕВСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. Т. Г. ШЕВЧЕНКО

    ФИЛОСОФСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

    (ЗАОЧНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ)

    РЕФЕРАТ

    «ГЕОРГ ЗИММЕЛЬ, «КАК ВОЗМОЖНО ОБЩЕСТВО?».

    АНАЛИЗ УСЛОВИЙ СУЩЕСТВОВАНИЯ ОБЩЕСТВА»

    2-й курс

    направление философия

    студент Фойгт А.В.

    Киев

    2004

    ПЛАН

    Априорные субъективные условия существования знания.

    а) как возможна природа? (И. Кант)

    б) отличия в субъективной предданности знаний о природе и об обществе

    в) незыблемость Я. Ты как проекция Я

    Первое условие существования общества – Я и Другой.

    а) соприкосновение Себя и Другого

    б) представление Другого как принадлежащего к определенному типу

    в) представление Другого как соседа/коллегу/соратника. «Мы».

    Второе условие существования общества – общественное и Помимо Того.

    а) наличие общественного Помимо Того

    б) соотношение социального и Помимо Того в разных ситуациях обобществления

    в) Я и Бог. Я и природа

    г) категориальное единство социального и Помимо Того в индивиде

    Третье условие существования общества – Место в обществе.

    а) неравенство элементов общества

    б) априорная принадлежность обществу

    в) Место в обществе

    Теоретическая проблематика, поднимаемая Георгом Зиммелем на страницах его работы «Как возможно общество?», автоматически переносит нас, как исследователей, пытающихся дать

    объяснение феномену под названием общество, в область метафизики. Возможности существования общества как такового онтологически предшествуют, с одной стороны, существование природы, в

    которой, так или иначе, реализуется общество, а с другой стороны – в самом широком смысле - существование знания вообще.

    Используя фундаментальные теоретические наработки Иммануила Канта, Зиммель четко демонстрирует разницу между двумя «Как возможно?»: между условиями существования природы и

    общества. Относительно природы, подчеркивает Зиммель, действует четкий механизм, так сказать, априорной мыслительной активности субъекта: мир существует в виде массы разрозненных

    чувственно данных элементов, знания о которых субъект синтезирует в некую общую взаимосвязанную структуру под названием «природа». Другими словами, природа по Канту – это определенный

    род познания, образ, возникающий благодаря нашим категориям познания и внутри них. Между элементами природы самой по себе – бытия-природой (Natur-Sein) – не существует никакой связи,

    делающей из них нечто мыслимо познаваемое. Таковая связь является прерогативой субъекта, она производится им самим, возникает и содержится в его опыте. То есть вкратце условия

    существования природы – это наличие стороннего соглядатая, имеющего возможность синтеза чувственной эмпирики в знание, представленное в виде закономерностей.

    На первый взгляд не составляет особого труда перенести вышеописанный онтологический механизм на постижение условий существования общества. Общество так же как природа состоит из

    индивидуальных элементов, в известной степени разрозненных. Так же, как и в случае с природой, имеет место некий синтезирующий принцип, превращающий разрозненность частиц общества

    собственно в общество. На первый взгляд картина идентична, однако после некоторого анализа Зиммель указывает на основополагающее различие: единство природы (здесь лучше использовать

    слово «объединение») осуществляется субъектом в нем самом как продукт его противопоставления себя природе. В постижении такого явления, как общество, фактор отстраненности судящего об

    обществе наблюдателя отсутствует. Суждение об обществе формируется элементами общества, поскольку они сами по себе сознательны и активны. Поэтому для своего существования общество не

    нуждается в стороннем наблюдателе, который, ко всему прочему (об этом Зиммель не говорит), актуально невозможен: если подобный наблюдатель способен иметь суждение, значит, он

    сознателен и является в той или иной мере элементом общества; если же данный субъект в чем-либо противопоставлен обществу, то либо он не наделен возможностью давать аналитические

    суждения, либо подобные суждения непостижимы. Другими словами, любой судящий об обществе – член этого общества, а иное или невозможно, или чувственно не данно.

    Таким образом, условия осуществления общества суть общественный продукт. На чем же базируется принцип синтезирующего «обобществления»? Зиммель начинает рассматривать данный

    вопрос с позиции представления общества в виде набора взаимодействующих друг с другом Я. Следует более подробно остановиться на этом феномене. Основополагающее условие опыта вообще –

    это чувство сущего Я, обладающего безусловностью и незыблемостью, являющейся своего рода точкой отсчета и одновременно мерой истинности всего остального не-Я. Судя о чем-либо, Я

    имплицитно постулирует абсолютную истинность своего существования и такую же абсолютную истинность существования целокупного не-Я, затем соотносит факт истинности существования

    элемента не-Я, о котором производится суждение, со своим собственным существованием, и лишь потом окончательно определяет, что же это за конкретная часть не-Я. Зиммель пишет: «

    В своем собственном сознании мы весьма точно различаем фундаментальность Я как не причастную к проблематике его содержаний предпосылку всякого представления, от которой

    невозможно полностью избавиться, и сами эти содержания, которые (а также их появление и исчезновение, возможность в них усомниться и их корректировать) предстают всего лишь как

    продукты абсолютной, предельной мощи и существования нашего душевного бытия вообще.»

    В суждении о природе достаточным оказывается отделение конкретной части не-Я от Я и от остального не-Я. Суждение об обществе не может ограничиться только этими шагами, поскольку судя

    об обществе, Я сталкивается с такой модификацией не-Я, как одушевленное не-Я – Ты. Устанавливая общественные взаимосвязи как составляющие части своего общественного существования, Я

    вынуждено транспортировать свои свойства вовне, придавая им законченный, оформленный характер. Я вынуждено признавать Ты, как такое же безусловно истинное явление, хотя теоретически

    одушевленность не-Я не дает данному не-Я никаких шансов сравниться с истинностью Я. Парадоксально, и сам Зиммель этого не замечает: Я по собственной воле ранжирует не-Я на одушевленное

    и неодушевленное, одушевленное наделяет собственными свойствами, придает опыту о Ты особый статус, а все остальное не-Я лишает априорной синтезирующей возможности, не наделяя его

    способностью иметь суждение. Именно такое свойство Я, как выделение по собственной воле из не-Я одушевленного Ты, и является фундаментом возникновения опыта об обществе. Посредством

    данного априорного условия отдельные элементы реально синтезируются в общество.

    Познание общества, по Зиммелю, на самом деле не по-знание, а знание, поскольку «сознание обобществления непосредственно есть носитель или внутреннее значение обобществления».

    Столкнувшись тем самым с проблемой теории познания общества, Зиммель делает попытку очертить некоторые из априорно действующих форм обобществления. Назовем их условно Я и Другой,

    общественное и Помимо Того и Место в обществе.

    Я и Другой. Образ во...

    Забрать файл

    Похожие материалы:


    Добавить комментарий
    Старайтесь излагать свои мысли грамотно и лаконично

    Введите код:
    Включите эту картинку для отображения кода безопасности
    обновить, если не виден код



ПИШЕМ УНИКАЛЬНЫЕ РАБОТЫ
Заказывайте напрямую у исполнителя!


© 2006-2016 Все права защищены