Г.В.Плеханов о роли личности в истории

    Дисциплина: Философия
    Тип работы: Реферат
    Тема: Г.В.Плеханов о роли личности в истории

    ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

    «РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВАИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

    СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ ИНСТИТУТ

    Кафедра философии

    РЕФЕРАТ

    По дисциплине: Философия

    Тема: Г.В.Плеханов о роли личности в истории

    Выполнил:

    Студент 1 курса

    Заочного отделения

    Группы №

    Киселев Виктор Васильевич

    Подпись _________________

    Научный руководитель:

    Преподаватель

    Кафедры философии

    Оценка __________________

    Дата __________________

    Подпись __________________

    Санкт-Петербург 2012

    Содержание

    Введение………………………………………………………………………………2

    Георгий Валентинович Плеханов. Краткий биографический очерк……………..3

    Основы философии Г. В. Плеханова…………………………………………………5

    Философия истории Г.В. Плеханова………………………………………………..7

    «К вопросу о роли личности в истории»……………………………………………9

    Вопрос о роли личности в истории в трудах французских историков…………11

    Личность как «единичная» причина общественно-исторического процесса….12

    Случайность в историческом процессе……………………………………………13

    Роль выдающихся личностей в истории………………………………………….15

    Талант выдающихся личностей как плод общественных отношений…………16

    Историческая необходимость и свобода личности………………………………17

    Современный взгляд на концепцию Г.В. Плеханова……………………………..20

    Заключение………………………………………………………………………….23

    Список использованной литературы

    Введение

    Проблема роли личности в истории выступает важнейшим элементом предметного поля философии истории. Вопрос о роли личности в истории носит синтетический, интеграционный характер, так

    как объединяет ряд центральных проблем философии истории, таких как смысл истории, поиск её законов, установление движущих сил исторического процесса.

    Обосновывая актуальность проблемы в наши дни, известный исследователь этой области Л.Е. Гринин замечает, что интерес к проблеме роли личности во многом зависит от положения философии и

    теории истории в системе знания, а также от характера самой эпохи. Поскольку роль личности растет в зависимости от масштаба сцены, а также от того, сколько «запасных» путей есть у

    эволюции, можно говорить о том, что глобализация, являющаяся отличительной чертой современного мира, существенно повышает роль личности в истории. Таким образом, актуальность вопроса в

    наши дни не вызывает сомнений [6].

    Осмысление хода истории неизбежно вызывает вопросы о роли в ней той или иной личности: изменила ли она ход истории; было ли неизбежным такое изменение или нет; что случилось бы без

    этого деятеля? Из очевидной истины, что именно люди делают историю, вытекает важная проблема философии истории о соотношении закономерного и случайного, которая, в свою очередь, тесно

    связана с вопросом о роли личности. В самом деле, жизнь любого человека всегда соткана из случайностей: родится он в тот или иной момент, вступит в брак с тем или иным партнером, умрет

    рано или будет жить долго и т. п. С одной стороны, мы знаем огромное число случаев, когда смена личностей (даже при таких драматических обстоятельствах, как череда убийств монархов и

    переворотов) не влекла решающих перемен. С другой стороны, бывают обстоятельства, когда даже мелочь может стать решающей. Таким образом, уловить, от чего зависит роль личности: от нее

    самой, исторической ситуации, исторических законов, случайностей или от всего сразу, и в какой комбинации, и как именно, – очень сложно. И сам ответ в огромной степени зависит от

    избранного аспекта, угла и точки зрения, рассматриваемого периода и прочих релятивистских и методологических аспектов.

    Данная работа посвящена раскрытию роли личности в истории выдающимся мыслителем, политическим и общественным деятелем, публицистом конца XIX — начала XX века Георгием Валентиновичем

    Плехановым. Его работы по теории и истории марксизма, в том числе и статья «О роли личности в истории», являлись передовыми для своего времени и до сих пор, не смотря на признание

    несостоятельности марксизма как науки, представляются современным авторам предметом изучения, разностороннего анализа и критики.

    Георгий Валентинович Плеханов. Краткий биографический очерк

    Начать раскрытие выше обозначенной темы хотелось бы со знакомства с личностью самого Г.В. Плеханова, роль которой в истории России признается весьма значительной.

    Георгий Валентинович Плеханов родился 29 ноября 1856 г. в семье мелкопоместного дворянина в с. Гудаловке Липецкого уезда Тамбовской губернии. Мать Плеханова, племянница В. Г.

    Белинского, оказала большое влияние на формирование его мировоззрения. Окончив Воронежскую гимназию, он поступил в Константиновское артиллерийское училище, но проучился там лишь несколько

    месяцев. С сентября 1874 г. он стал студентом Петербургского горного института. Причиной отказа Плеханова от военной карьеры явился рост революционного движения в стране и стремление

    молодого человека принести реальную пользу русскому народу. Эта же причина заставила его спустя два года оставить учебу в горном институте и полностью посвятить себя революционной

    деятельности. Он был одним из редакторов нелегальной газеты «Земля и воля», органа одноименной народнической организации, вел пропаганду среди рабочих, учащихся, крестьян. Дважды (в 1877

    и 1878) его арестовывали. После раскола «Земли и воли» на съезде в Воронеже в августе 1879 г. Плеханов и его соратники — П. Аксельрод, О. Аптекман, Л. Дейч, В. Засулич — создают новую

    народническую организацию «Черный передел», выпускают журнал с тем же названием. Вскоре Плеханов порывает с народничеством.

    В 1880 г. Г. В. Плеханов эмигрировал за границу. Вернулся он в Россию лишь спустя 37 лет. В Женеве, а затем в Париже Георгий Валентинович основную часть своего времени посвящает

    теоретическим занятиям, много читает, в основном работы К. Маркса и Ф. Энгельса, труды по истории, социологии, экономике. Тогда же он переводит на русский язык «Манифест Коммунистической

    партии». В 1883 г. Г. В. Плеханов и его соратники создают первую марксистскую организацию — группу «Освобождение труда», поставившую своей задачей пропаганду марксизма и разработку

    «важнейших вопросов русской общественной жизни с точки зрения научного социализма и интересов трудящегося населения России» (Литературное наследие Г. В. Плеханова. М., 1940. Сб. 8. С.

    29). Г. В. Плеханов становится видным пропагандистом марксистской философии. Широкую известность в России и за границей приобретают его философские работы «К вопросу о развитии

    монистического взгляда на историю» (1895) и «К вопросу о роли личности в истории» (1898).

    В 1898 г. произошла встреча Плеханова с Энгельсом, их дружеская переписка продолжалась до смерти Ф. Энгельса. Георгий Валентинович принимает участие в работе 11 Интернационала (1889),

    в его конгрессах, по праву считаясь одним из его видных теоретиков, активных участников идейно-теоретических дискуссий, в которых он выступал против немецких социал-демократов Э.

    Бсрнштейна и К. Шмидта. В 1900 г. на Пятом конгрессе 11 Интернационала он был избран в Международное социалистиче...

    Забрать файл

    Похожие материалы:


    Добавить комментарий
    Старайтесь излагать свои мысли грамотно и лаконично

    Введите код:
    Включите эту картинку для отображения кода безопасности
    обновить, если не виден код



ПИШЕМ УНИКАЛЬНЫЕ РАБОТЫ
Заказывайте напрямую у исполнителя!


© 2006-2016 Все права защищены