Бессмертие человеческой личности как научная проблема

    Дисциплина: Философия
    Тип работы: Реферат
    Тема: Бессмертие человеческой личности как научная проблема

    СИЛЛАМЯЭСКИЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ

    Реферат по статье В.М. Бехтерева

    «Бессмертие человеческой личности как научная проблема»

    студент 1-го курса Евгений Зеленый

    Преподаватель: Ю.В.

    Таммару

    Силламяэ

    2002.

    БЕХТЕРЕВ Владимир Михайлович (1857-1927), российский невролог, психиатр и психолог, основатель научной школы. Фундаментальные труды по анатомии, физиологии и патологии нервной

    системы. Исследования лечебного применения гипноза, в т. ч. при алкоголизме. Труды по половому воспитанию, поведению ребенка раннего возраста, социальной психологии. Исследовал

    личность на основе комплексного изучения мозга физиологическими, анатомическими и психологическими методами. Основатель рефлексологии. Организатор и руководитель Психоневрологического

    института (1908; ныне им. Бехтерева) и Института по изучению мозга и психической деятельности (1918).

    В своих многочисленных трудах по психологии В. Бехтерев большое место отводит вопросу человеческой личности. Он рассматривает этот вопрос с различных позиций в свете развития

    науки и человеческого мировоззрения и пытается достаточно аргументировано обосновать бессмертие человеческой личности.

    Каждый раз, когда люди сталкиваются со смертью перед ними встаёт вопрос о душе и её вечной жизни. Если сознание исчезает со смертью телесной оболочки, то для чего блюсти мораль

    и стремиться к добру. Также не к чему заботиться о близких, если рано или поздно все умрут. Может не стоит думать об общественном благе, а жить ради собственного наслаждения и

    удовольствия.

    Бехтерев считает, что именно в этом причина создания различными религиями идей о загробном мире и о бессмертной душе.

    Философии также не чужды эти идеи, и такие философы как Кант, Спиноза, Соловьёв и писатель

    Л.Толстой признавали бессмертие человеческого духа. Некоторые из них присоединялись к идеям христианства. Особенность их идей состоит в том, что бессмертие

    рассматривается как обеспеченное обещание, как факт будущего.

    Значение христианства очень велико, ведь именно его идеалы - ответ добром на зло, величие духа над телом и принесения себя в жертву ради правды привели к падению язычества,

    обновлению мира и началу новой эры в жизни человечества.

    По мнения автора для правильного разрешения вопроса о бессмертии необходимо рассматривать его с научной точки зрения.

    Наука же ещё недавно существовала на трёх китах, на признании существования материи, энергии и духа. Даже

    Д.Менделеев полагал такое мировоззрение единственно правильным.

    В 19 веке деятелями науки был открыт закон постоянства энергии, а ещё раньше закон постоянства материи.

    Открытие же радиоактивного вещества и излучения пошатнули это утверждение, т.к. было доказано, что возможен постепенный переход материи в энергию. И уже можно говорить о энергии

    как о некой сущности вмещающей в себя

    и материю и физическую энергию.

    Может материя и есть энергия?

    Г.Лебон по этому поводу замечает: «Всякому, следившему за моими работами, известно, что мне удалось доказать, что свойства солей радия суть не более как свойства каждого

    тела природы, только в радии они более ярко выражены. Всякое тело обладает истечением частиц в более слабой степени, чем радий. Это показывает, что материя имеет свойства медленно

    рассеиваться. Радиоактивность и рассеивание (диссоциация, распад) материи, ее

    дематериализация - это синонимы. Электричество и солнечное тепло - не что иное, как разъединенная материя. Можно доказать, что элементы, извергаемые полюсами, одинаковы с

    элементами, отделяющимися от радия»

    Бехтерев полагает, что помимо материи внешнего мира существует материя нервно-психической деятельности или духовного мира. Людям всегда казалось, что их дух - это нечто

    противоположное объективному миру, но это, по мнению автора статьи, не так. Его доказательство состоит в следующем:

    Любая нервно-психическая деятельность с объективной точки зрения представляется совокупностью рефлексов на внешние воздействия, сопоставимо действиям простейших животных. Она

    представляет собой производное

    сократительности живого вещества в случае ответа его на сопутствующие раздражения. Основой же жизнедеятельности высших организмов является нервный ток, как проявление

    сокращений протоплазмы. Нервный ток является основой деятельности мозга. В организме не происходит ни одного процесса без участия мозга. Импульсами для возбуждения тока являются

    внешние заряды, действующие на внешние и внутренние органы, играющие роль особых трансформаторов энергии. Непрерывный ток крови к мозгу обеспечивает правильное проведение тока по

    нервным окончаниям.

    Умственная деятельность идет медленнее автоматической. Например, при напряженном мышлении при ходьбе, ходьба замедляется, и, наоборот - в состоянии рассеянности. Иными словами

    имеет место задержка нервного тока при усилении сознательной или духовной деятельности. Таким образом, духовная деятельность человека оказывается производной внешних энергий,

    результатом задержки или наивысшего напряжения энергии в центрах.

    А поскольку материя это та же энергия, Бехтерев делает вывод, что мир субъективный и мир объективный

    взаимоотносятся и тесно взаимосвязаны друг с другом.

    Далее он делает вывод о том, что все явления превращения и движения материя лишь проявления одной всеобщей мировой энергии.

    Бехтерев замечает, что это несколько противоречит научным воззрениям того времени, говорящим об мельчайших частицах, которые содержат энергию. Но он видит в них лишь

    неспособность отказаться от деления мира на мельчайшие частицы и некое господство веры, а не научной правды.

    При бесконечном дроблении материи на мельчайшие частицы, в конце концов, не обнаруживается уже никаких свойств материи, а лишь свойства присущие чистой энергии.

    Так Бехтерев приходит к учению, которое называет эволюционным монизмом, оно объединяет все мировые явления в части единой мировой энергии.

    Мировая энергия, как начало всего сущего, приводит в движения все во Вселенной, так как нет ничего, ни одного процесса, ни одного явления без движения. Кроме того, энергия имеет

    свойство превращаться из одного вида в другой, что обеспечивает движение сущего в одной непрерывной цепи взаимодействий.

    «В обширной экономии природы... взаимная зависимость части от части является неизменно установленной. Система вещей от вершины до основания есть непрерывный ряд взаимодействий.

    Царство согласуется с царством, органическое с неорганическим».

    она обязана своим

    существованием, своим положением и своей устойчивостью содействующим светилам. Растения и животные созданы из содействующих друг другу точек, нации состоят из содействующих друг другу

    людей. Природа не делает ни одного движения, общество не выполняет ни одной цели, компас не подвигается ни на шаг вперед без зависимости от кооперации; и по мере того как несогласия

    мира исчезают с ростом знания, наука с возрастающей ясностью раскрывает универсальность ее взаимных соотношений».

    Природные силы наполнены взаимодействием и творят человека и объединяют и сливают его с беспредельным началом.

    Для поним...

    Забрать файл

    Похожие материалы:


    Добавить комментарий
    Старайтесь излагать свои мысли грамотно и лаконично

    Введите код:
    Включите эту картинку для отображения кода безопасности
    обновить, если не виден код



ПИШЕМ УНИКАЛЬНЫЕ РАБОТЫ
Заказывайте напрямую у исполнителя!


© 2006-2016 Все права защищены