Альбер Камю "Миф о Сизифе. Эссе об Абсурде"

    Дисциплина: Философия
    Тип работы: Реферат
    Тема: Альбер Камю "Миф о Сизифе. Эссе об Абсурде"

    МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ имени М.В.Ломоносова

    Альбер Камю "Миф о Сизифе. Эссе об Абсурде."

    Реферат студента ? курса

    ? кафедры ? факультета

    Иванова

    1996

    - 2 -

    Боги приговорили Сизифа

    поднимать

    огромный

    камень

    на

    вершину горы,

    откуда эта глыба

    неизменно

    скатывалась вниз.

    них

    были

    основания

    полагать,

    что нет кары ужасней,

    чем бес-

    полезный и безнадежный труд."

    А.Камю "Миф о Сизифе."

    Абсурд и Самоубийство.

    На первый взгляд - мораль сей басни,

    - тщетность бытия. Но ос-

    новная проблема экзистенциализма формулирутся

    частности

    Камю)

    иначе - это проблема самоубийства,

    решение которой дает

    ответы на самые загадочные стороны бытия.

    Вопрос, что есть са-

    моубийство,

    обращен

    непосредственно к бытию и может считаться

    одним из основных вопросов любой философии в той мере,

    в какой

    она

    стремится

    к диалогу с истиной и оправданию своей почетной

    обязанности,

    - представлять Человека в этом, если хотите, спо-

    ре.

    Во первых,

    Камю рассматривал самоубийство как

    индивидуальный

    акт:

    "самоубийство подготавливается в безмолвии сердца" (здесь

    и далее в кавычках - слова Камю в пересказе близком к

    тексту).

    Во вторых,

    то что называется причинами - обычно всего лишь по-

    вод.

    Таким образом,

    Камю медленно переходит к

    основной

    теме

    - 3 -

    своей работы - теме абсурда в жизни.

    Не будем забывать,

    что здесь перед нами

    более

    Камю-психолог

    чем философ,

    и обратимся к чувствам. Ведет ли абсурд к смерти?

    Мы можем,

    например,

    вычитать,

    что чувство абсурдности -

    это

    разлад

    между человеком и жизнью:

    "когда очевидность и восторг

    уравновешивают друг друга,

    мы получаем доступ и к эмоциям и

    ясности". За этим следует философский вопрос в лучших традициях

    герменевтики:

    "не следует ли за заключением абсурдности

    быст-

    рейший выход из этого состояния?" Многие отвечающие "нет" дейс-

    твуют так,

    наоборот,

    самоубийцы

    часто уверены,

    что жизнь имеет смысл. И взгляд на жизнь как на

    бессмыслицу совсем не равен утверждению, что она не стоит того,

    чтобы ее прожить. " Нюансы, противоречия, всеобъясняющая психо-

    логия,

    умело привнесенная "духом объективности",

    - все это не

    имеет ничего общего с этим страстным исканием (имеются виду ис-

    кания - "куда же ведет абсурд?"), ему потребно неправильное, то

    есть логическое мышление".

    Абсурдные стены.

    " Чувство абсурдности неуловимо в тусклом свете своей атмосфе-

    ры". Можем найти, что такое атмосфера чувства по Камю: "большие

    чувства,

    целая вселенная.Наделенная собственной аффективной

    атмосферой, эта вселенная предполагает наличие определенной ме-

    тафизической системы или установки сознания".

    Хотелось бы под-

    черкнуть здесь слово "собственной",

    поскольку "определенность"

    вводится по законам самой этой "вселенной".

    - 4 -

    Неуловимость же заслуживает отдельного внимания.

    Уловимость -

    практическая оценка. Чувства же, которые недоступны нам во всей

    своей глубине,

    частично отражаются в

    поступках,

    установке

    созннания,

    необходимых

    для того или иного чувства.

    Тем самым

    задается метод, но это метод анализа, а не познания в том смыс-

    ле, в котором последнее трактовалось выше. Метод познания пред-

    полагает метафизическую доктрину,

    которая

    заранее

    определяет

    выводы,

    вопреки

    всем заверениям в безпредпосылочности метода,

    что,

    собственно не так страшно,

    но только не в нашем

    случае.

    Может

    все-таки удастся раскрыть неуловимое чувство абсурдности

    в родственных мирах умопостижения искусства жизни? Начнем с ат-

    мосферы абсурда. Конечная цель - постижение вселенной абсурда.

    " Начало всех великих мыслей - ничтожно.

    этом

    парадокс

    скуки."

    Далее Камю замечает,

    что ощущение абсурда рождается с

    ощущением возраста,

    поскольку элементарность и

    определенность

    происходящего - содержание абсурдного чувства.

    Пока разум мол-

    чит, погрузившись в недвижный мир надежд, все упорядочивается и

    отражается

    единстве его ностальгий.

    При первом же движении

    этот мир дает трещину.

    Какой же

    вывод

    из этих рассуждений об ограниченности разума?

    Отчуждаемый от самого себя и от мира, вооруженный на любой слу-

    чай мышлением, которое само себя отрицает в самый миг собствен-

    ного утверждения (в круге первом - в

    подходе

    истинности

    ложности,

    чистый разум

    "испорчен" желанием ясности в том,

    где проявление абсурда -

    незаполняемости рва между собственным существованием и содержа-

    нием, вкладываемым в него, действительно, как может быть смерт-

    - 5 -

    ным мыслящее существо),

    - что это за удел,

    если я могу прими-

    риться с ним лишь отказавшись от знания и жизни, если мое жела-

    ние всегда наталкивается на непреодолимую стену?

    Значит желать

    - вызывать к жизни парадоксы.

    Все устроено так, чтобы родилось

    это

    отравленное

    умиротворение,

    дающее

    нам беспечность,

    сон

    сердца и отречение смерти.

    Абсурдно столкновение

    между

    иррациональностью и исступленным

    желанием ясности. Абсурд здесь равно зависит и от человека и от

    мира,

    и пока что - он единственная связь между ними. Последнее

    утверждение можно рассматривать как кредо

    французского

    экзис-

    тенциализма,

    когда

    подобный

    постулат о месте человека в мире

    приводит к идее абсурда,

    как особой "душе" мира,

    самодвижимой

    подобно

    душе

    человека.

    Так от парадоксальной природы желаний

    автор переходит к главному вопросу: "почему сердце не сгорает в

    миг появления чувства абсурда?"

    "Остановка в пустыне."

    Хайдеггер говорил:

    " забота - краткий миг страха". Обращение к

    смерти - это краткий миг заботы, голос тревоги, заклинающий эк-

    зистенцию вернуться к самой себе.

    И это путь экзистенциализма:

    Ясперс искал нить Ариадны,

    Кьеркегор не только искал

    абсурда,

    но и жил им.

    Мыслать - значит научиться заново видеть,

    это

    значит

    управлять

    собственным сознанием,

    учась у Пруста,

    придавать привилегированное положение каждой идее,

    каждому об-

    разу.

    самого начала этот метод кладет конец несбыточным на-

    - 6 -

    деждам и околонаучным знаниям.

    Все мыслители согласны в одном:

    человек способен видеть и познавать только собственные стены.

    Филосовское самоубийство.

    Как мы уже говорили, чувство абсурда не равно понятию абсурда.

    После вынесения приговора вселенной чувство может умереть.

    Не-

    обходимо

    понять почему люди добровольно уходят из этой вселен-

    ной и почему остаются.

    Остаться - значит вести непрерывную борьбу. Борьба эта предпо-

    лагает полное отсутствие надежды,

    но не

    отчаяние,

    неизменный

    отказ,

    но не отречение и осознанную неудоволетворенность. Все,

    что уничтожает, скрывает эти требования или идет вразрез с ними

    идет

    на

    абсурд и обесценивает предполагаемую установку созна-

    ния.

    Абсурд имеет смысл и силу,

    которую трудно переоценить

    нашей жизни, когда с ним не соглашаются.

    Откуда это следует?

    Во-первых абсурдность порождается сравне-

    нием или противопоставлением.

    Абсурд - это раскол, ибо его нет

    ни в одном из сравниваемых элементов,

    он рождается в их столк-

    новении.

    этот раскол - существенная связь между человеком и

    миром.

    Человек знает:

    во-первых,

    что он хочет,

    во-вторых,

    что ему

    предлагает ми...

    Забрать файл

    Похожие материалы:


    Добавить комментарий
    Старайтесь излагать свои мысли грамотно и лаконично

    Введите код:
    Включите эту картинку для отображения кода безопасности
    обновить, если не виден код



ПИШЕМ УНИКАЛЬНЫЕ РАБОТЫ
Заказывайте напрямую у исполнителя!


© 2006-2016 Все права защищены