Человек

    Дисциплина: Социология
    Тип работы: Реферат
    Тема: Человек

    В в е д е н и е

    Современный человек в сложном, противоречивом обществе сталкивается с массой ситуаций, требующих оценки своего положения и принятия оптимальных решений. Сложность современного

    общества постоянно ставит его в условия неопределенности, когда сложно провести оценку ситуации и сделать правильный выбор.

    Такое положение современного человека – это лишь одна из многих причин порождающих необходимость изучения окружающего его мира людей, их поведения.

    Человек – весьма сложное существо, которое помимо особых, имеет и

    свойства, объединяющие его с остальными существами. Так, человек есть существо биологическое и подчиняется законам природы. Как биологическое существо, он есть результат длительной

    эволюции и имеет ряд определенных характеристик, а также способность приспосабливаться к различным ситуациям, чтобы сохраниться как вид. Но человек есть существо, наделенное психикой.

    Его психические свойства и его жизнь есть результат биопсихологической эволюции, в которой значительное место занимает трудовая деятельность. Наконец, человек есть общественное

    существо, сформировавшееся в ходе общественного развития.

    Социология исходит из того, что человек есть природное существо, но не просто

    природное, а человеческое природное существо, и что человеческую природу нельзя объяснить лишь натуралистически, ибо человек не только является продуктом общественно-исторического

    развития, но и сам создает общество посредством отношений, в которые он вступает.

    Социология, стремясь объяснить человеческое общество как особую часть природы, возникшую в

    результате взаимодействия людей, пытаясь дать социологическое понятие человека, открывает

    и указывает прежде всего на те особенности человека, которые делают его человеком, которые являются сущностными и из которых проистекают все остальные его

    особенности. Исходя из понимания человека как существа практического такими его особенностями являются:

    творчество, свобода и социальность.

    Творчество

    – характерный признак человека. Посредством его человек производит нечто, до сих пор не существовавшее, реализуя свой предварительный замысел. Творчество выступает субъективным

    актом, в котором субъект опромедчивает себя в процессе созидания. По сути в процессе творчества, созидания, человек превращает мир ценностей в мир реальности. Поэтому человек есть не

    только существо, которое мыслит, но и существо, которое творит.

    Свобода как существенное свойство человека неотделима от творчества. Ибо проявить и реализовать себя в творчестве может лишь свободный субъект, так же как и свобода

    заключается в возможности творчества. Свобода состоит в выборе между двумя несколькими возможностями. Однако необходимо отличать психологическую сторону выбора от его духовной

    стороны, т.е. от выбора, в котором человек проявляет себя как существо, которое создает духовные творения и совершает выбор не только на основе психологической свободы, но и на основе

    и под влиянием создаваемых им духовных творений.

    Социальность является тем свойством человека, которое имеет наибольшее значение для социологии.Человек неизбежно тяготеет к обществу, поскольку он не может проявить

    и реализовать себя без другого человека. По сути человеку необходимо общество других людей, чтобы проявить себя человеком. Точно также все свойства человека

    направлены на других людей и существуют потому, что существуют другие люди. В то же время социология, изучая социальность человека, присущую человеческой природе и созданную в

    обществе, не имеет права забывать о самосознании человека, его свободе и творчестве.

    Кроме перечисленных, существует еще целый ряд свойств человека, характеризующих его как

    существо своеобразное. Наиболее значительными из этих свойств являются способность человека к использованию знаков и коммуникации (при помощи знаков, а прежде всего – при помощи языка),

    способность быть ответственным и вести себя в соответствии с создаваемыми им нормами. Поэтому социология, исследуя возникновение общества и человека,

    изучает

    также и возникновение этих свойств (которыми человек отличается от других существ), стремясь узнать, в какой мере эти свойства или их зачатки были присущи

    первобытному человеку, а в какой они есть результат жизни человека в обществе.

    С точки зрения социологии, человека можно определить как общественное существо, которое своим

    деятельным отношением к природе реализует себя как творческий, свободный субъект, объединяющийся с другими людьми и живущий в социальных группах, в которых он обеспечивает условия

    своего биологического и социального бытия.

    Основная часть

    Человек с точки зрения человека

    Свойство задумываться о себе самом – специфическое свойство человека, проявление его

    разумности.

    Человек, высшая ступень живых организмов на земле, субъект общественно – исторической

    деятельности и культуры. Человек – предмет изучения различных областей знания: социологии, психологии, физиологии, педагогики, медицины и др.

    Натура человеческая может проявляться весьма многообразно, но в чем-то

    непременно обнаруживается коренное свойство, качество человека. Постичь сущность – это значит с точки зрения философии выявить ту главную черту (или несколько), свойственную именно

    человеку.

    Вопрос о природе (сущности) человека, его происхождении и назначении, месте

    человека в мире – одна из основных проблем в истории философской мысли. В древней китайской, индийской, греческой философии человек мыслится как часть космоса, некоторого единого

    сверхвременного «порядка» и «строя» бытия (природы), как «малый мир», микрокосм (Демокрит) – отражение и символ Вселенной, макрокосма. Природа понималась как живой организм, а человек

    – как сочетание разных элементов, или стихий «космоса». Одному из древнекитайских мудрецов принадлежат слова: «Меж Небом и Землей человек драгоценнее всего». При этом мир создан не

    ради человека, поэтому

    человек не вправе диктовать свою волю природе. Он признан следовать естественности, в крайнем случае «упорядочивать», преодолевать сбои, происходящие время от

    времени, но он ответственен за свои деяния на высшем «космическом» уровне.

    Человек содержит в себе все основные элементы (стихии) космоса, состоит из тела и души (тела, души,

    духа), рассматриваемых как два аспекта единой реальности (аристотелизм) или как две разнородные субстанции (платонизм). В учении о переселении душ, развитом индийской философией,

    граница между живыми существами (растениями, животными, человеком, богами) оказывается подвижной

    однако только человеку присуще стремление к «освобождению» от пут эмпирического существования с его законом

    кармы – сансары. Суть этого учения состоит в том, что душа человека после его

    смерти

    не погибает, а находит себе другое пристанище. Во что именно она воплотится, зависит от поведения человека в теперешней жизни: за мысленный грех – в представителя

    низшей касты, за словесных – в животное, за греховный поступок – в неодушевленный предмет. Человеку и только человеку приписывалось стремление и способность освобождаться от

    ...

    Забрать файл

    Похожие материалы:


    Добавить комментарий
    Старайтесь излагать свои мысли грамотно и лаконично

    Введите код:
    Включите эту картинку для отображения кода безопасности
    обновить, если не виден код



ПИШЕМ УНИКАЛЬНЫЕ РАБОТЫ
Заказывайте напрямую у исполнителя!


© 2006-2016 Все права защищены