Теория элит Вильфредо Парето

    Дисциплина: Социология
    Тип работы: Реферат
    Тема: Теория элит Вильфредо Парето

    МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    ВЛАДИМИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

    РЕФЕРАТ

    по дисциплине социология

    на тему:

    «Теория элит В.Парето»

    Выполнил:

    студент группы ЗЭВМ-202

    Макаров А.В.

    Проверил:

    Владимир

    2004

    ПЛАН

    III.

    Теория нелогического действия как основа социологической системы Парето. «Остатки» и «деривации»

    Теория элит Парето:

    Понятие «Элиты»

    Классификация элит

    Элиты «лис» и «львов»

    «Циркуляция» элит

    «История – кладбище аристократий»

    «Плюсы» и «минусы» теории элит Парето.

    Наиболее видным социальным теоретиком в начале

    века был итальянский социолог и экономист Вильфредо Парето (1848-1923). Он также был и представителем математической школы в буржуазной политической экономии.

    Родился он 15 июля 1848 года. Семейство Парето во многих поколениях принадлежало к торговой буржуазии и было занесено в «Золотую книгу» генуэзской республики. За сотрудничество

    с французами дед Парето удостоился от Наполеона аристократического титула. Его унаследовал и внук. В 1864–1867 годах Вильфред изучал в Туринском университете математику и физику.

    Затем он получил еще и инженерное образование. Вскоре им была защищена диссертация по физико–математическим наукам. Но уже тогда он интересуется биологией, экономикой, читает

    произведения социальных мыслителей. Двадцать лет (1870-1890) он работает в индустриальной сфере: сначала в акционерной компании «Железные дороги Эмилии и Романьи», потом в акционерном

    обществе «Металлургические заводы Валь Д’Арно». Причем становится его генеральным директором.

    В 1882 году он боролся за место в парламенте, но потерпел неудачу. Однако отступать было не в правилах Парето, это противоречило его бойцовскому темпераменту. Еще

    трижды он вступал в схватку в качестве кандидата от леволиберальной партии радикалов и все три раза неудачно. Наконец, он принимает решение сойти с дистанции. Разочарование было тем

    более горьким, что Парето ощущал свой потенциал. Не помогли ни ораторские дарования, ни убедительная логика аргументов. В политической борьбе более весомыми оказались иные факторы. Его

    ближайший друг, известный экономист Маффео Панталеони говорил, что в политике

    «... шарлатаны и софисты ценились выше, чем достойные люди».

    В начале 90–х годов Парето резко меняет свою жизнь. Уйдя в отставку с поста генерального директора металлургической компании, он перебирается в Швейцарию. Там он в 1894 году

    становится профессором кафедры политической экономии Лозаннского университета. Но его неудержимо влекла к себе социология. У него возникает замысел капитального труда, в котором могла

    бы проявиться его колоссальная эрудиция. После того как в 1898 году Парето получил солидное наследство, он купил виллу неподалеку от Лозанны, в Селиньи, и полностью погрузился в работу.

    Его так и прозвали - «отшельник из Селиньи». Первая мировая война застала Парето за корректурой. Наконец, в 1916 году огромный «Трактат по общей социологии» вышел в свет. Он состоял из

    более чем 2600 параграфов, каждый из которых, будучи элементом системы, нес и самостоятельную смысловую нагрузку.

    Этот "Трактат" был признан классическим произведением западной теоретической социологии. Ведущими идейно-теоретическими источниками социологии Парето были позитивизм и

    иррациональные, волюнтаристские концепции А.Бергсона, Ф.Ницше и др. Он предположил логико-экспериментальный метод исследования. По его мнению, социология должна стать такой же точной

    наукой, как физика, химия и астрономия, в социологических исследованиях следует пользоваться только эмпирически обоснованными суждениями, строго соблюдать правила при переходе от

    наблюдений к обобщениям. Привнесение в теорию идейных элементов недопустимо, поскольку ведет к искажению и фальсификации фактов.

    Все текущие события и процессы Парето склонен рассматривать сквозь призму собственных теорий. Исходя из них, он полагал, что в Италии, да и во всей Европе, после первой мировой войны

    наступил период, напоминавший времена падения Римской республики. Тогда «римское общество было спасено от развала легионами Цезаря, а затем Октавиана». И теперь Италии нужен новый

    Цезарь.

    Социологическая система Вильфредо Парето строилась на теории нелогического действия. Согласно Парето, большинство тех человеческих действий, из которых слагается история,

    принадлежат к числу нелогических действий. Каждый индивид поступает определенным образом, потому что обладает психологическими предиспозициями (установками) и испытывает определенного

    рода чувства. Эти чувства

    маскируются при помощи псевдоаргументов, составляющих содержание всех без исключения общественных теорий.

    Уязвленный былыми неудачами в политике, Парето писал: «Большинство действий людей происходит не от логического рассуждения, а совершается под влиянием чувства. Это особенно

    относится к тем действиям, при которых преследуются не экономические цели», прежде всего — к сфере политики. Мотивы политических действий коренятся, на взгляд Парето, в области

    психологии, а рационализация этих действий, попытка их объяснения и оправдания приходится на то время, когда действие уже свершилось. В результате нелогичное поведение преобразуется в

    логичное, по крайней мере, внешне.

    Логическими действиями Парето считал такие, при которых субъективные соотношения

    цели и средства совпадают с объективной реальностью, установленной логически и экспериментально. При нелогических же действиях отсутствует согласование субъективной

    и объективной реальности. Оно отсутствует, потому что между ними вклиниваются чувства мировоззрения, вера и т.п. Однако люди неохотно признают, что действуют иррационально, а часто они

    этого просто не понимают.

    Поэтому они пытаются каким-то образом объяснить, "логизировать" (термин Парето) свои действия. С этой целью люди придумывают самые различные теории и доктрины религиозного,

    этического, социального или квазинаучного толка. Эти теории, выдуманные склонным к резонерству человечеством, состоят в свою очередь из постоянного элемента - так называемых «остатков»

    (residuo) и "производных" (дериваций).

    Остатки, деривации и их отношение к поведению людей представляют собой основные факты и объект изучения социологии. За этим скрывается точка зрения, что не идеи руководят

    действиями - они лишь иллюзии, - а чувства, и что в случае так называемых идей речь очень часто идет о деривациях, которые служат определенной цели. Например, тому, чтобы убедить народ

    в необходимости, пользе существующего порядка (старая элита) или перемен (новая элита).

    «Нужно быть внимательным, — предупреждает Парето, — и не путать «остатки» ни с чувствами, ни с инстинктами, которым они соответствуют. Остатки - суть проявления этих чувств и

    инстинктов, как повышение столбика ртути в термометре есть показание повышения температуры». Таким образом, «остатки» — это своего рода энергетический источник социального действия и

    поведения. «Производные» же являются идеологическим обоснованием или оправданием «остатков». Их главная функция не раскрывать истинный характер связи между мотивами и ...

    Забрать файл

    Похожие материалы:


    Добавить комментарий
    Старайтесь излагать свои мысли грамотно и лаконично

    Введите код:
    Включите эту картинку для отображения кода безопасности
    обновить, если не виден код



ПИШЕМ УНИКАЛЬНЫЕ РАБОТЫ
Заказывайте напрямую у исполнителя!


© 2006-2016 Все права защищены