Субъективная школа в русской социологии (П. Л. Лавров, Н. К. Михайлов)

    Дисциплина: Социология
    Тип работы: Реферат
    Тема: Субъективная школа в русской социологии (П. Л. Лавров, Н. К. Михайлов)

    МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

    РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТУРИЗМА И СЕРВИСА

    ИНСТИТУТ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

    РЕФЕРАТ

    По учебной дисциплине «Социология».

    Тема: «Субъективная школа в русской социологии (П. Л. Лавров, Н. К. Михайлов)».

    Выполнила: студентка

    3-го курса, группы

    СОЗ-06

    По

    специальности 350400 «Связи с общественностью»

    (Фамилия, имя, отчество)

    Руководитель-консультант:

    Саушкина Т. П.

    Защищен:

    Оценка:

    «______»__________2008 г.

    «________»

    Москва

    2008

    Содержание:

    Введение ____________________________________________________________________3

    Лавров Пётр Лаврович (1823 1900)

    ______________________________________________4

    Михайловский Николай Константинович (1842 1904) ______________________________ 9

    Заключение _________________________________________________________________14

    Литература

    _________________________________________________________________15

    Введение

    Субъективное направление возникло в конце 60-х годов XIX в. и просуществовало до Октябрьской революции, подвергнувшись значительной

    эволюции.

    Субъективная школа была представлена такими именами, как С. Южаков, Н. Кареев. В

    ней обнаруживаются несколько поколений последователей: Н. Рейнгардт, В. Чернов, Н. Русаков, Е. Колосов, М. Менский, Э. Энгельгардт, П. Мокиевский, А. Красносельский и другие.

    Но в

    едущие теоретики субъективной школы Петр Лаврович Лавров и Николай Константинович

    Михайловский — а субъективизм (субъективный метод) был наиболее популярным направлением русской социологической мысли — включали психологию в анализ и объяснение исторических и

    социальных процессов, которые происходили в мире. Впервые основополагающие идей субъективной социологии были сформулированы П.Л. Лавровым в “Исторических письмах” (1870).

    «Субъективная социология была своеобразным ответом: на волнующий в конце 60-х - начале 70-х годов демократически настроенных людей

    вопрос о том, что необходимо; сделать, чтобы изменять «народную долю». Разработка учения об обществе в целом, выявление закономерностей и направленности его развития находились в

    центре внимания субъективной социологии. Уделялось внимание и разработке теории общественного прогресса.

    Влияние этой школы на русскую интеллигенцию было огромным.

    Целью данной работы: рассмотреть отдельно наиболее заметных представителей (Лавров, Михайловский). И не смотря на явные идейные

    сходства, хочу задержать взгляд на самобытности каждого социолога в отдельности.

    1. Лавров Пётр Лаврович (1823 1900).

    Петр Лаврович Лавров (1828—1900) — философ, историк, литературный критик и известный революционный деятель. После окончания

    артиллерийской академии некоторое время был преподавателем в военных учебных заведениях.

    Основные социологические работы, написанные Лавровым,— “Исторические письма” (1870), “Формула прогресса Михайловского” (1870),

    “Социологи—позитивисты” (1872), “Знание и революции” (1874), “Кому принадлежит будущее” (1874), “Введение в историю мысли” (1874), “О методе в социологии” (1874), “Государственный

    элемент в будущем обществе” (1876), “Противники истории” (1800), “Теория и практика прогресса” (1881), “Социальная революция и задачи нравственности” (1884), “Задачи понимания

    истории” (1898), “Опыты истории мысли Нового времени” (1894, 1 т.) и “Важнейшие моменты в истории мысли” (1903).

    «Социология есть наука об обществе. Общество не есть только собрание реальных единиц; это формы их взаимодействия, инстинктивно или

    сознательно ими созданные для удовлетворения своих потребностей; это продукт практического творчества мысли. Общественные процессы представляют реализирование, в изменяющихся

    общественных формах, потребностей общих большему или меньшему числу личностей. Все влияния объективных явлений, предметов и процессов переходят в социологические процессы лишь в

    субъективной форме потребностей. Потребности эти составляют систему сил, которая, действуя в данной географической и исторической среде, даёт социологические продукты… Здесь

    объективны лишь реальные личности в их деятельности, допускающее статистическое определение и историческую отметку, да ещё среда, в которой происходит социологическое творчество. Но

    действующие силы субъективны и продукты опять субъективны».

    Вот из каких рассуждений появилось название школы. Если рассматривать субъективный метод в качестве многоплановой теории, то важно выделить её доминирующее

    содержание, системообразующую сторону. Таковой, несомненно, здесь является этический субъективизм, т.е. учение, суть которого состоит в оценке относительной важности явлений на

    основании нравственного миросозерцания (идеала) исследователя и построения научной теории при помощи того же критерия».

    П. Лавров пришёл к этическому субъективизму, отталкиваясь от мысли о целеполагающей активности личности как субъекта истории. «…Пора бы

    людям мыслящим, писал Лавров, усвоить себе одну

    очень простую вещь: что различие важного и неважного, благодетельного и вредного, хорошего и

    дурного, есть различия, существующие лишь для человека, а вовсе чужды природе и вещам самим в себе…»

    Субъективный метод напрямую связан с теоретическим обоснованием прогресса. Сущность прогресса «всё-таки лежит в субъективном взгляде

    мыслителя на то, что лучше или хуже для человека или человечества». Исходя из этого, Лавров конструировал свою формулу прогресса: развитие личности в физическом, умственном и

    нравственном отношении, воплощении в общественных формах истины и справедливости вот краткая формула, обнимающая, как мне кажется, всё, что можно считать прогрессом.

    Этико-субъективный подход тем не менее не представлял из себя чисто субъективного построения, а был своего рода парадигмальной моделью освоения действительности. Субъективный

    метод как научная доктрина проистекал из теоретической посылки о социально-активной функции личности в истории и на этой основе трансформировался в целостно учение о прогрессе как

    нравственном императиве истории. Говоря о цене прогресса, Лавров обращал внимание на то, что в истории часто упоминают о героях, гениальных личностях, забывая о тех условиях, при

    которых они действовали и при которых человечество было «осчастливлено» их появлением. «Для того, чтобы эта маленькая группа могла образоваться, замечал Лавров, необходимо было, чтобы

    среди большинства, борющегося ежечасно за своё существование, оказалось меньшинство, обеспеченное от самых тяжких забот жизни».

    И не столь уж важно, что человечеству прогресс меньшинства обошёлся дорого. Важно то, что цвет народа, эти «единственные представители цивилизации» (интеллигенция) так дорого

    обошлись большинству, а за эту цену сделано так мало. Вот откуда берёт начало идея «неоплатного долга» русской интеллигенции, идея жертвенности. Ведь это меньшинство мало заботится о

    развитии вокруг себя, о распространении мысли и о прогрессе в культуре.

    Лавров считал, что психика членов общественного организма, их сознание, теории, укореняющиеся в их мышлении, - всё это заставляет их действовать, и это составляет главную черту

    общ...

    Забрать файл

    Похожие материалы:


    Добавить комментарий
    Старайтесь излагать свои мысли грамотно и лаконично

    Введите код:
    Включите эту картинку для отображения кода безопасности
    обновить, если не виден код



ПИШЕМ УНИКАЛЬНЫЕ РАБОТЫ
Заказывайте напрямую у исполнителя!


© 2006-2016 Все права защищены