Роль языка в становлении личности человека

    Дисциплина: Социология
    Тип работы: Реферат
    Тема: Роль языка в становлении личности человека

    Горят, как жар, слова

    Иль стынут, словно камни,-

    Зависит от того,

    Чем наделил их ты,

    Какими к ним в

    свой час

    Прнитронулся руками

    И сколько отдал им

    Душевной теплоты.

    Н. Рыленков

    Сегодня

    чрезвычайно

    актуально

    все, что

    связано

    понятием

    "культура" - понятием очень многозначным и емким.

    Культура - это совокупность материальных и

    духовных

    ценностей,

    созданных

    человеческим

    обществом и характеризующих

    определенный

    уровень развития общества.

    Сегодня гуманизация и демократизация заявлены как основные прин-

    ципы системы

    образования. Само

    образование

    рассматривается

    как

    средство

    безопасного и комфортного существования личности в совре-

    менном мире, как способ саморазвития личности. В этих условиях про-

    исходит смена приоритетов в образовании, становится возможным

    уси-

    ление его культуро-образующей роли, появляется новый идеал человека

    образованного в виде "человека культуры", "человека облагороженного

    образа", обладающего

    умственной,

    этической,

    эстетической, общес-

    твенно-духовной культурностью.

    Средством и условием достижения

    этого идеала, самой целью обра-

    зования становится коммуникативная

    культура

    личности, включающая

    в себя как составные части эмоциональную и речевую, информационную

    и логическую культуру.

    В документах по реформе средней школы (1984 год) было записано:

    "Свободное владение русским языком должно стать нормой

    для

    моло-

    дежи, оканчивающей средние учебные заведения."

    Эти установки сохранены и в последних документах по перестройке

    народного образования.

    Отчего же так неудержимо падает престиж

    образованности? Почему

    так пугающе ущербны духовные потребности и запросы наших вчерашних

    и сегодняшних учеников?

    Что

    поможет

    остановить

    катастрофически

    гаснущий

    интерес

    знаниям, книгам? Как остановить

    девальвацию

    национального досто-

    яния - родного языка, возродить традиции уважительного отношения к

    слову, чистоте, богатству речи? Все названные выше вопросы связаны

    с проблемой духовного состояния общества, с речевой культурой

    его

    членов, культурой их общения.

    Случилось так, что

    живя в словах и словами, а

    не реальностью,

    приучаясь к смысловой однозначности, люди

    утрачивали

    способность

    понимать разные значения слов, видеть степень их соответствия дей-

    ствительности.Любопытно,что умение

    соотнести слово с действитель-

    ностью академик И.П.Павлов рассматривал как важнейшее свойство ума.

    Наблюдая то, что переживала Россия, он в 1918 году говорил в своей

    публичной лекции: "Русская мысль... не идет

    за

    кулисы

    слова, не

    любит смотреть на подлинную действительность. Мы

    занимаемся

    кол-

    лекционированием

    слов, а не изучением жизни". (И.П.Павлов "О рус-

    ском уме" "Литературная газета" . 1981 год, N30).

    Разрушаемая традиция оценочного отношения к речи, складывающаяся

    (на благоприятной почве низкой культуры)

    фетишизация слова приво-

    дили к неспособности предвидеть последствия внедрения военизирован-

    ной лексики (вооружать, бороться, формировать, выковывать)

    в про-

    свещенческие проблемы.

    Входя

    педагогическое

    сознание, эта

    лексика предопределяла

    подчинение образовательно-воспитательной деятельности

    казарменным

    законам, обусловливала командно-директивные

    формы взаимодействия,

    жестко регламентированные модели отношений.

    Все это дегуманизировало систему образования, не оставляло места

    для осуществления важнейшей его функции - к у л ь т у р о о б р а -

    з у ю щ е й , направленной на развитие и совершенствование культуры

    личности и общества в целом.

    По результатам проведенного анкетирования

    учащихся разных воз-

    растных групп

    есть

    основание

    считать, что развивающий потенциал

    школы в плане формирования культуры речи и культуры общения реали-

    зуется слабо, непоследовательно и нецеленаправленно. Культура речи

    и культура

    общения, являясь

    условиями и средствами развития уча-

    щихся, формирования их индивидуальной культуры, должны

    рассматри-

    ваться как цель, результат

    гуманизации и гуманитаризации

    системы

    образования.

    Достижение этой цели возможно при

    наличии профессионально-ком-

    муникативной компетентности учителя.

    В настоящее

    время

    начинает осознаваться теснейшая зависимость

    между экономикой, воспитанием, отношением к труду и культурой чело-

    века. Актуальнейшая

    проблема

    сегодня -

    н р а в с т в е н н ы й

    о б л и к

    , к у л ь т у р а

    л и ч н о с т и , так как в решении

    экономических, общесоциальных

    культурных вопросов важны усилия

    не только коллектива, но и каждого человека.

    Повышенный

    интерес к моральной

    проблематике в последнее время

    вызван также осознанием довольно низкой культуры в сфере общения.

    Общение - сложный процесс, предполагающий стремление к истине.

    Общение - сложный процесс, предполагающий умение слышать и слу-

    шать другого человека.

    Общение - сложный процесс, предполагающий уважение к личности

    собеседника, с которым ведется диалог.

    Подлинно

    человеческое общение строится на уважении достоинства

    другого

    человека, соблюдении

    выработанного

    человечеством

    норм

    нравственности.

    В широком плане в понятие культуры поведения входят все аспекты

    внутренней и внешней культуры человека: этикет, культура быта, ор-

    ганизация личного времени, гигиена, эстетические

    вкусы

    выборе

    предметов потребления, культура труда.

    Особое внимание следует обратить на культуру речи: умение гово-

    рить и слушать, вести беседу - важное условие взаимопонимания, про-

    верки истинности или ложности своих мнений, представлений.

    Речь - наиболее содержательное, емкое и выразительноле средство

    общения.

    В ы с о к а я

    р е ч е в а я

    к у л ь т у р а

    п р е д п о л а-

    г а е т

    в ы с о к у ю

    к у л ь т у р у

    м ы ш л е н и я , ибо

    незрелые мысли нельзя выразить в ясной доступной форме.

    Культура

    речи - это

    составная часть общей культуры

    человека,

    умение точно, выразительно передать свои мысли.

    Язык отражает состояние нравственности

    в обществе. Просторечие

    и жаргон выделяют лень мышления, хотя, на

    первый взгляд, помогают

    общению, упрощая

    этот процесс. Неправильная, пересыпанная жаргон-

    ными выражениями речь свидетельствует о плохом воспитании человека.

    В этой связи

    представляются актуальными мысли К.Паустовского о

    том, что по отношению каждого человека к своему языку можно совер-

    шенно

    точно

    судить не только о его культурном уровне, но и о его

    г р а ж д а н с к о й

    ценности. Истинная

    любовь

    своей стране

    немыслима без любви к своему языку. Человек, равнодушный к родному

    языку,- дикарь. Он вредоносен по самой своей сути, потому

    что его

    безразличие к языку объясняется полнейшим безразличием к прошлому,

    настоящему и будущему своего народа.

    Язык не только

    чуткий показатель интеллектуального, нравствен-

    ного развития

    человека, его

    общей

    культуры, но и лучший

    воспи-

    татель.

    Четкое выражение своей мысли, точный

    подбор

    слов, богатство речи

    формируют мышление человека и его

    профессиональные навыки во всех

    областях человеческой деятельности.

    Академик

    Д.С.Лихачев справедливо замечает, что "неряшливость в

    одежде - это

    неуважение

    окружающ...

    Забрать файл

    Похожие материалы:


    Добавить комментарий
    Старайтесь излагать свои мысли грамотно и лаконично

    Введите код:
    Включите эту картинку для отображения кода безопасности
    обновить, если не виден код



ПИШЕМ УНИКАЛЬНЫЕ РАБОТЫ
Заказывайте напрямую у исполнителя!


© 2006-2016 Все права защищены