Молодежь на рынке труда

    Дисциплина: Социология
    Тип работы: Реферат
    Тема: Молодежь на рынке труда

    Московский Государственный Университет

    Имени М.В.Ломоносова.

    Механико-математический факультет.

    Реферат

    По социологии.

    На тему: «Молодежь на рынке труда».

    Группа 204,

    Axx***_Axx***

    Москва 2001.

    Динамика и факторы формирования ценностных трудовых ориентаций современной молодежи

    Молодежь, как особая социальная группа постоянно находится в фокусе исследований социологов, поскольку, именно она является чутким индикатором происходящих перемен и определяет в

    целом потенциал развития общества. От того, насколько изучен мир ценностей современной молодежи, ее установки, жизненные планы, во многом зависит эффективность разрабатываемых

    мероприятий в области образования, в сфере труда и занятости.

    Весомый вклад в изучение ценностных ориентаций молодежи был внесен работами таких известных российских социологов как В.А. Ядов, В.Г. Лисовский, М.Х. Титма, С.И. Григорьев, В.Г.

    Немировский и многих других. Специалисты указывают на то, что современная ситуация в сфере труда и занятости ставит молодежь в очень сложные условия. Так, если раньше система

    распределения выпускников учебных заведений гарантировала им занятость по специальности, то теперь распределение проводится в резко ограниченном масштабе, ставя молодых специалистов в

    систему жесткой конкуренции с людьми, имеющими опыт работы.

    Социологические исследования фиксируют изменения, происходящие в ценностных трудовых ориентациях российской молодежи, связывая их с ухудшением материального благополучия народа и

    резким на этом фоне обогащением отдельных групп населения.

    Так, большинство опрашиваемых в 60е - 80е гг. молодых людей и девушек не мыслили своей жизни без профессиональной деятельности. Опросы 1993-1995 гг. показывают, что 15-20 процентов

    молодых респондентов не стали бы работать вообще, если бы были материально обеспечены. Около 40-50 процентов молодых людей связывают мотивацию трудовой активности с деньгами и

    стремлением заработать их любыми способами, в том числе и противоправными.

    Следствием падения социальной ценности труда для значительной части молодых людей стал социальный пессимизм, то есть неверие в то, что они когда-нибудь смогут иметь интересную,

    содержательную работу, оплачиваемую в соответствии с мерой своего труда.

    Авторы работы полагают, что успешность перехода России к рыночным отношениям во многом определяются сложившимся образом рынка, ценностью труда, установками на профессиональную

    деятельность российской молодежи.

    Мы решили рассмотреть динамику и факторы формирования ценностных трудовых ориентаций молодежи Алтая на примере двух возрастных групп: учащихся 11-х классов и студентов старших курсов

    вузов города, которые и явились объектом нашего исследования. Основным методом сбора информации являлся анкетный опрос.

    В ходе исследования было опрошено 300 респондентов 150 школьников и 150 студентов. В результате были получены следующие данные.

    Из общего числа опрошенных профессионально определились 58 процентов школьников, 41 находятся в процессе профессионального самоопределения и лишь 1 процент выпускников 11-х классов

    пока не задумывались об этом. 55 процентов школьников оценило престиж выбранной профессии как очень высокий, 38 как относительно высокий и лишь незначительное число школьников выбрало

    будущую профессию, не пользующуюся престижем в обществе.

    Самой популярной профессией среди учащихся 11-х классов является профессия юриста. Это также свидетельствует об ориентации респондентов на социально престижные виды деятельности.

    Тот факт, что значительная часть студентов оценило избранную профессиональную деятельность как средне престижную, свидетельствуют о том, что ожидания школьников далеко не всегда

    оправдываются.

    Основными критериями, которыми руководствуется молодое поколение при выборе профессии, являются высокая оплата труда и интерес к данному виду деятельности. Причем, для школьников

    материальный фактор более значим по сравнению со студентами.

    Что касается роли родителей в профессиональном выборе их детей, то для 1/3 части учащихся школ совет родителей оказал решающее значение, среди студентов данный показатель ниже в 2

    раза.

    То обстоятельство, что профессия родителей абсолютно не повлияла на профессиональный выбор их детей (66 процентов в обеих возрастных группа), в очередной раз свидетельствует об

    ориентации молодежи на социально престижные виды деятельности, которые, естественно, значительно отличаются от популярных профессий во времена молодости их родителей.

    При анализе вопроса о том, с кем обсуждался выбор профессии, выяснилось, что референтную группу для молодежи в этом вопросе составляют: родители и друзья.

    На вопрос "Может что-либо помешать реализовать Ваш профессиональный выбор?". 38 процентов студентов и школьников ответили утвердительно, 27 отрицательно, остальные затруднились

    ответить. При этом 68 процентов школьников видят опасность в неудачной сдаче экзаменов, а студенты в отсутствии рабочих мест и низкой оплате труда.

    Также отмечена зависимость ответа на данный вопрос от материального положения респондента: среди тех, чье материальное положение лучше, чем у большинства, самый высокий показатель

    уверенных в отсутствие чего-либо, способного помешать реализовать профессиональный выбор. Причем, следует заметить, что процент твердо уверенных в том, что выбор профессии должен быть

    выбором на всю жизнь, выше среди учащихся школ. Это свидетельствует, на наш взгляд, о некоторой идеализации представлений о будущей профессиональной деятельности, которая со временем

    изменяется. Что касается планов на будущее, то 90 процентов школьников планируют продолжить образование в вузе, причем для большинства учащихся школ высшее образование является

    возможностью получить престижную и высоко оплачиваемую работу, в то время как большинство студентов главную функцию обучения в вузе видят в повышении уровня своего образования. Так, 66

    процентов студентов считают, что в вузе не дают в достаточной степени знаний и навыков, необходимых в будущей работе. Может быть с этим связано и то, что каждый четвертый из опрошенных

    скорей всего не повторил бы свой выбор места учебы.

    Различия между студентами и учащимися школ явно прослеживаются и при ответе на вопрос: "Какого образования достаточно, чтобы иметь хорошую работу?". Так, 72 процента школьников

    считают, что высшего, и 22 несколько высших, среди студентов только 45 и 19 придерживаются таких точек зрения, при этом 31 процент студентов считают, что образование не играет никакой

    роли. Что касается будущих планов студентов, то после окончания вуза 66 процентов планируют работать по специальности, при этом для каждого третьего реальна перспектива остаться

    безработным. При этом вероятность остаться без работы обратно пропорциональна степени престижности выбранной профессии и от уровня материального достатка студентов.

    Для выяснения ценности труда для современной молодежи использовался ряд вопросов. Были получены следующие данные. Чуть больше половины респондентов считают работу неотъемлемой частью

    жизни человека...

    Забрать файл

    Похожие материалы:


    Добавить комментарий
    Старайтесь излагать свои мысли грамотно и лаконично

    Введите код:
    Включите эту картинку для отображения кода безопасности
    обновить, если не виден код



ПИШЕМ УНИКАЛЬНЫЕ РАБОТЫ
Заказывайте напрямую у исполнителя!


© 2006-2016 Все права защищены